Re (4): Саша, просьба


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено DIPP, православный, 15:18:32 22/07/2001:

 
>>>> Найдите, плз, мне подробное истолкование Литургии и основных чинопоследований для новоначальных с пометками для мирян: в каких случах креститься, когда что произносить, где земной поклон, где поясной и все такое. На сайте давно хочу повесить.
 
>>
 
>>>    СвятоДанилов монастырь, висит большой лист, где подробно описано,
 
>>> для новоначальных (и не только), где, что и когда необходимо делать.
 
>>
 
>> Мне б текстик.
 
> Хорошо, перепишу и пришлю.
 
Наставление христианину как вести себя в храме
 
/ ибо храм мой храм молитвы наречется всем народам … Марк. 11.5-17 /
 
 
 
 
 
 
Во время Божественной службы не следует разговаривать, переходить с места на место и, тем более, если вы не успели к началу, протискиваться вперед, — лучше осторожно пройти в боковую часть храма.
 
 
По древнему обычаю мужчинам положено становиться в правой, а женщинам в левой половине храма.
 
 
Не полагается прикладываться к мощам и образам святых во время Богослужения /за исключением полиелея/, — это можно сделать до и после службы.
 
 
Службы церковные совершаются со многими Великими / земными/ и малыми /поясными/ поклонами. Перед совершением поклонов молящийся осеняет себя крестным знамением с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, единовременно с другими молящимися. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово и чинно, и все одновременно, но и неторопливо и именно тогда, когда это указано. Поклоны следует совершать после молитословия, а не во время песнопения.
 
 
Войдя в храм, следует остановиться в стороне близ дверей и сотворить три поклона земных /в будние дни/ или поясных /в субботу вечером, воскресение или праздник/ с молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному» — поклон, «Боже очисти мя грешного, и помилуй мя» — поклон, «Создавый мя, Господи, прости мя »,- поклон. После этого кланяются по обе стороны, приветствуя прежде вошедших молящихся.
 
 
Перед началом Богослужения полагается три поясных поклона.
 
 
Во время службы должно стоять, сидеть разрешается во время чтения: кафисм и седальнов, поучений, ветхозаветных паремий /на шестопсалмии положено стоять/.
 
По окончании Богослужения должно читать молитвы и творить поклоны, что и при входе в храм.
 
 
При прикладывании /лобзании/ ко святому Евангелию, кресту, честным мощам и иконам, следует подходить к ним не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.  Не следует целовать иконы в лик. Если в храме большое количество молящихся, то желательно целовать икону один раз , дабы не задерживать других и не нарушать порядка в храме.
 
 
Во время чтения Евангелия, как бы внимая самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой.
 
 
Земные поклоны прекращаются накануне праздников. Поклонение Кресту в праздник «Воздвижения» всегда совершаются с земными поклонами, хотя бы он пришелся на воскресный день.
 
 
Во время пения «Честнейшую Херувим …» и на Великом славословии на коленях стоять не полагается.
 
 
После причащения Святых Даров прикладываться к иконам не следует.
 
 
Земные поклоны во время Богослужения совершаются при следующих молитословиях:
 
1. В конце пения припевов «Честнейшую Херувим…» в период поста.
 
2. Во время Великого хода, при перенесении Преждеосвященых Даров с жертвенника на Престол — ниц до земли из благоговения ко Святым Тайнам Тела  и Крови Христовых.
 
3. В конце пения « Тебе поем…».
 
4. После «Достойно есть…» или заменяющего его задостойника.
 
5. По отверстии Царских Врат и вынесении Святых Даров, означающих явление Господа нашего Иисуса Христа по воскресении, при возглашении: «Со страхом Божием и верою приступите».
 
6. При последнем явлении Святых Даров, означающих Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, при словах священника: «Всегда, ныне и присно и во веки веков…» — для тех, кто не сподобился принятие Святых Тайн, для причастников — поясной поклон.
 
 
На следующих молитословиях поклоны полагаются обычно поясные:
 
1. «Молитвами святых отец наших…»
 
2. «Придите, поклонимся…» /трижды/.
 
3. «Святый Боже…» /трижды.
 
4. «Аллилуия» /трижды/.
 
5. «Буди имя Господне…» /трижды/.
 
6. «Сподоби Господи…».
 
7. При чтении Акафистов в конце каждого кондака и икоса.
 
8. Во время пения «Честнейшую Херувим  …» на 9 песне канона.
 
9. После пения стиха « Хвалим, благословим…».
 
10. Перед и по прочтении Евангелия / на слове «Слава Тебе, Господи!…».
 
11. На полиелее после каждого величания.
 
12. В конце пения «Взбранной Воеводе…» — (в конце 1го часа).
 
13. При возглашении священника «Святая Святым» .
 
14. В начале и конце общенародного пения молитвы Господней «Отче наш»/
 
15. При возглашении священника «Приимите, ядите…пейте о нея вси» — в это время вспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с Апостолами.
 
16. От Пасхи до праздника Святой Троицы и от Рождества Христова до Крещения Господня (святки), а также во все Господские и Великие праздники земные поклоны отменяются /кроме главных молитословий/.
 
 
Крестные знамения без поклонов совершаются:
 
1. При начале чтения или пения Символа Веры.
 
2. При произнесении слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста».
 
3. На «Аллилуия» среди шестопсалмия ради глубокой тишины.
 
 
 
В Великий Пост
 
 
12 поклонов на молитве св. Ефрема Сирина творить одновременно со священником со словами «Боже очисти мя грешного».
 
 
При чтении Великого покаянного канона преп. Андрея Критского необходимо делать поклоны при каждом припеве: «Помилуй мя Боже».
 
После каждого припева «Честнейшую Херувим… » — земной поклон.
 
На «Господи сил с нами буди» и прочих стихах полагается один поясной поклон.
 
На тропаре 6го часа «Пречистому образу Твоему» полагается один земной поклон.
 
 
На молитве «Ослаби, остави…» — поклон.
 
 
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: « Мир всем»  или возвещает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» и хор отвечает: «И Духови Твоему» или «Со Духом Твоим», следует делать поясной поклон, без крестного знамения.
 
 
При общем благословении священнослужителя складывать свои ладони / а иные и целуют / не полагается.
 
 
При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонить голову и стоять так до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.
 
 
Когда в церкви осеняют народ крестом, Святым Евангелием, образом или Св. Чашей, то все крестятся и преклоняют главу, а при осенении свечами,благословении рукой и каждении не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую Седмицу Святой Пасхи, когда священник кадит с крестом в руке, все крестятся и, отвечая на приветствие: «Христос Воскресе», говорят: «Воистину Воскресе!».
 
 
Во время отпуста при словах : «Христос истинный Бог наш…» — поясной поклон с крестным знамением, а по окончании отпуста — просто поклон.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]