Суть вопроса о молитве святым


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, христианин, РПЦ, 02:12:29 24/07/2001
в ответ на: Re (4): pray tell me, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 23:37:22 23/07/2001
 
> Ой ли. По крайней мере корень один и тот же, молити, молиша, молитеся, молитва и т.д.
 
 
Ну и что?  Я говорю, что слово «молитися» и «молитва» относятся только к Богу во всем Писании.  Кроме этого я ничего не говорил.  То же самое относится к греческим словам proseukhe| — молитва, proseukhomai — молиться.
 
 
> Но и самого Писания не было в первые десятиления, не говоря уж о том что далеко не все что было в Церкви описано в Писании Нового Завета.
 
 
То есть, само Писание возникло позже?  Но это только усиливает мой аргумент.
 
 
> Да и припомните, я давал Вам ссылку на статью прот. Помазанского, там были довольно убедительные цитаты из Нового Завета из которых прямо следует общая молитва, и где нет оснований ограничивать молитву «вертикалью» (каждый верующий только просит Бога, но не просит о молитве за него другого верующего, живого или перешедшего к жизни вечной).
 
 
Алексей, речь идет о молитве почившим людям.  Никаких убедительных цитат на этот счет в Новом Завете нет.  Приведите хотя бы одну.
 
 
> Интересный ход рассуждения у Вас. Вы не сомневаетесь в эффективности молитвы святых и молитв святым. Вам приведены довольно ранние свидетельства просьб о молитве уже умершим (св. мученикам) не говоря о еще живущих (просили о том апостолов). Скажите, а Кто дает прославляет святых чудотворениями, не Бог ли? И Вы тем не менее считаете что просьба обращенная к святому есть грех (пусть и «не вменяющийся»)?
 
 
Я написал: «не вменяются людям в грех», и это значит, что они — не грех, на мой взгляд.  Но, может быть, кому-то и вменяются, как знать!
 
 
> Очень странная идея, поскольку Господу ничего не стоит прекратить такое «греховное поминовение» прекращением отклика на такие молитвы святым? Ну или самое малое, откровением об этом кому-то из сотен Его угодников и святых, которые жили во времена когда почитание святых было общепринятым — ведь несомненно что Он много наставлял их ум по самым разным вопросам, а тут такое общепринятое явление... Иными словами, что-то тут у Вас с простой логикой не то.
 
 
Да нет, все то.  Во-первых, пол-мира христианского (протестанты) только о том и говорят, что нельзя молиться святым.  Православные, само собой, за пророков их не считают.  Но что если Господь уже наставлял людей, но они не послушали Его голоса?  Пророки много наставляли Иудеев, а они отвергли пророков.  Пророки в один голос учат молиться одному только Богу, но не учат молиться ни Аврааму, ни Исааку, ни Иакову — величайшим святым, ни самому Моисею и пророкам.  Почему же Бог не посылает откровений теперь?  Вот ответ:
 
«Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.» (Лук. 16:29-31)
 
Допустим, появится такой пророк в православии, и скажет: «Бог открыл мне, что святым молиться не следует».  Что скажут о нем церковники?  Вопрос риторический; они скажут: «бес в тебе», отлучат его от церкви и объявят «протестантствующим», на этом все и закончится.  Поэтому в последнее время Бог больше взывает к разуму людей, а не посылает пророков.  Поэтому и Павел говорит: «пророчества прекратятся» (1 Кор. 13:8).
 
 
> Еще вопрос, которого Вы коснулись: почему собственно не «прямо Господу» а святым? Ответ прост...
 
 
В том-то и дело, что ответ непрост.  Я даже не касался еще сути этого вопроса, я только спрашивал: «откуда корни».  Теперь, если хотите, можно и сути вопроса коснуться, только мне он кажется непростым.
 
Суть вопроса заключается в следующем: а каким образом почившие святые слышат обращенные к ним просьбы?
 
Для начала спросим, каким образом живые христиане слышат наши просьбы помолиться за нас?  Конечно, как и все люди, они имеют уши, глаза и слышат наши слова или читают письма.  Бог устроил земную жизнь таким образом, что мы общаемся друг с другом только «через внешность», через вещественные предметы.  Когда мы произносим слова, мы сотрясаем воздух, образуется звук, и этот звук слышит другой человек, неважно, святой он или не святой.  Только так, через внешние предметы, можем мы передать часть того, что у нас внутри, кому-то другому.  А о том, что внутри человека, в его духе, знает только сам человек. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11).  Впрочем, не только сам человек, но, конечно же, и Бог знает, что в человеке.  Итак, чтобы сообщить о нашей просьбе живым братьям, нам нужно привести в движение речевой аппарат.
 
Но к Богу мы обращаемся, конечно-же, не через «извне», потому что Сам Бог живет внутри нас, в нашем духе, и знает все, что происходит в духе непосредственно.  Прежде наших слов, Он уже знает, что мы хотим сказать, подобно тому как и сами мы знаем, что мы хотим сказать еще прежде того, как начнем говорить.  Потому и молиться Богу можно не произнося никаких слов вслух, более того, можно молиться даже не произнося слов внутри.
 
Теперь спрашивается, можно ли и святым молиться только в уме, не произнося слов вслух?  Всякий, думаю, ответит, что можно.  Тогда спросим, каким же образом почившие святые узнают то, что находится внутри человека, как узнают они, что человек обращается к ним с просьбой о молитве Богу?  Думаете ли Вы, что после смерти святых Бог дает им способность видеть и знать все, что происходит внутри живого человека, в его духе, подобно тому, как и Сам он знает это все?  Получалось бы, что и святые живут у нас внутри, подобно Богу.  Когда же они туда вселяются и почему мы этого не чувствуем, подобно тому, как мы чувствуем присутствие Святого Духа?  Существуют сотни, тысячи святых, которых я даже не знаю по имени, и все они живут у меня внутри?  Нет, такой взгляд мне лично трудно принять.
 
Итак, остается единственная приемлемая возможность.  Бог, Который живет в нас, знает абсолютно все наши помышления и просьбы.  Он же живет и в почивших святых.  И вот когда Он слышит, что мы просим святых о нас помолиться, Он сообщает нашу просьбу святым таким способом, каким сам Он знает.  Вот теперь и возникает затруднение.  Все говорят, что мы просим святых о молитве как посредников между нами и Богом.  Но получается совсем наоборот.  Получается, что мы используем Бога (Святого Духа) как посредника между нами и святыми.  Не выглядит ли это крайне неприлично и, я бы сказал, дерзко?
 
 
На этом остановлюсь, а на остальные вопросы смотрите ответ здесь:


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]