Я согласен с Алексеем


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, православный, РПЦ, 23:14:02 29/08/2001
в ответ на: Re: На самом деле разрыв произошел раньше, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 22:05:23 29/08/2001
 
>> инициатором его явился Константинополь, а не Рим; и вовсе неудивительно, что греко-православные историки все время акцентируют внимание на событиях 1054 года, замалчивая 1009.
 
 
>«Это не совсем так». Разрыв происходил неоднократно, и до и после 1054 года. Сама дата 1054 вовсе не «акцентируется» греко-православными историками, они им была неведома (как и католическим) если не ошибаюсь аж до 17 века, когда в ходе «раскопок» Ватиканской библиотеки обнаружился этот интересный эпизод. А в реальной жизни, анафема и не касалась самого папы, а только Гумберта, а следующий папа римский как ни в чем не бывало общался с Константинополем.
 
 
Но самим византийцам разрыв 1054 г. был хорошо известен, так как после него — до самого взятия Константинополя турками — не прекращался поиск возможностей воссоединения. Таких попыток — через созыв объединительного собора — насчитывается множество. Грекам воссоединение было необходимо как воздух, так как — это было очевидно всем и за несколько столетий — в одиночку они устоять против турок не могли. Можно себе представить, насколько сильны были причины, препятствующие объединению. То есть учение католиков было к тому времени настолько еретическим, что принять его — даже под угрозой смерти — не было никакой возможности. Греки не теряли надежды убедить католиков вернуться к православию, но все оказалось безуспешно.
 
 
>С другой стороны, разделение началось гораздо раньше, грубо говоря, с времен Карла Великого и утверждения еретического учения о предвечном исхождении Св. Духа «и от Сына» (Filioque). А закончился этот процесс, опять таки упрощая, на Ферраро-Флорентийском соборе в 15 веке, когда провалилась последняя попытка разобраться в догматических погрешностях (ересях) римско-католической церкви.
 
 
В сущности, все началось еще раньше — с августинизма. Католики, будучи оторваны от восточного монашества — источника православного богословия во все времена, накапливали свои еретические учения постепенно — в течение столетий. Казалось бы, чего лучше? Основные ереси, как это мы видим из истории монофизитства, монофелитства и иконоборчества, возникали на Востоке, а не Западе. Но ереси возникали там, где было живое православие, которое и вызывало противодействие в виде ересей, а там, где оно умирало, в них не было и необходимости. Если мы посмотрим историю Соборов после Халкидона, то уже можем заметим разительное отличие между уровнем богословствования на Востоке и на Западе. Формально оставаясь на православных позициях, но на деле уже утратив в них живое православное содержание, западные епископы зачастую просто не понимали, о чем это спорят на Востоке, так как их уровень понимания не соответствовал возникающим проблемам. И наконец, во времена 7-го Вселенского Собора, оставаясь формально иконопочитателями, они уже были иконоборцами, так как «почитали» иконы совсем не за то, за что их почитают православные. Не удивительно, что под влиянием Карла Великого, франкские епископы на своем соборе отвергли 7-й Вселенский. И когда в 800 г. папа короновал Карла Великого в императоры, то это и было наиболее вероятной датой падения Рима. Во-первых, потому, что папа короновал в императоры еретика, а во-вторых потому, что отверг православного византийского императора. Поэтому, например, в официальных московских хрониках 15-16 вв. датой падения первого Рима — в ересь — считается 800 г., а не 1054 г. А датой падения второго Рима, Константинополя, но не в ересь, — дата взятия Константинополя турками. Третий Рим, как известно, Москва, а четвертому не бывать. Но за падением Рима в 800 г. не сразу последовало официальное его признание, а только через несколько десятилетий, когда Рим был анафематствован св. патр. Фотием Великим. Последовавшая затем череда снятия анафем и новых столкновений только отражала надежду греков как-то вернуть Рим к православию, но безуспешно. Разрыв 1054 г. стал окончательным. К настоящему времени католичество и православие — при некотором внешнем сходстве — две совершенно разные религии, и — хотя католики в настоящее время совершают некоторые потуги вернуться к православному учению — конца этому не предвидится.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]