нужен ли нам Глеба Павловского портал "Религия в России""


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено ak@missioner.ru, православный, 18:38:13 29/10/2001:

 
РУССКИЙ ЖУРНАЛ
 
 
АНОНС
 
 
2 ноября 2001 г. в 12.00 в Зале заседаний Ученого совета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ, Москва, ул. Чаянова, д. 15, 6-й этаж, Голубой зал) состоится презентация специального проекта
 
 
Русского Журнала (РЖ) -
 
 
информационно-аналитического сетевого издания
 
 
(religion.russ.ru)
 
 
В программе презентации состоится круглый стол по теме: «XXI век: мировая война мировых религий? Религиозный экстремизм как вызов гражданскому обществу»
 
 
В работе круглого стола примут участие видные религиозные и общественные деятели.
 
 
По окончании презентации — фуршет.
 
 
Аккредитация журналистов проводится до 20-00 1 ноября 2001 года по телефонам: 201-83-23, 201-81-34
 
 
19 октября 2001 года в Интернете открывается новый проект «Религия в России». Почему возникла идея еще одного издания, касающегося вопросов религии, рассказывает главный редактор сайта, священник Филипп Тараторкин.
 
 
- Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, о проекте. -Мы открываем информационно-аналитическое издание. Оно будет в большинстве своих публикаций так или иначе привязано к информационным поводам по тому, что нового происходит в религиозной жизни России. Но, одновременно, это и аналитическое издание, которое будет пытаться отслеживать долговременные тенденции, которые формируются не в одночасье и развиваются постепенно, а отслеживать и анализировать которые просто не хватает времени и не позволяет формат большинству тех СМИ, которые хоть сколько-то внимания уделяют религиозным вопросам.
 
 
- Издания, подобные сайту «Религия в России», уже существуют?
 
 
- Такие средства массовой информации есть, но их, на самом деле, очень немного. Во-первых, потому что все эти издания «на любителя», на людей, на самом деле интересующихся процессами, происходящими в религиозной жизни. А во-вторых, потому, что в массовом общественном сознании, по крайней мере, в последние десятилетия, религия все более оттесняется на периферию.
 
 
И в этом смысле Россия нетипичная страна, особенная страна. Потому что в России до сих пор принято к религии относиться всерьез. Достаточно сказать, что по различным социологическим данным до 98% жителей Российской Федерации называют себя верующими. Другой вопрос, что это за верующие, какие это верующие и как среди этих верующих распределяется их конфессиональная принадлежность. Но людей, которые заявляли бы, что они в Бога не верят и саму идею Бога не признают как таковую, очень мало.
 
 
Есть в России и другая особенность: в религии здесь представлены очень разные традиции. И на сегодняшний день их очень много. Это и новые религиозные движения, и разнообразные секты, и, конечно, так называемые исторические религии, которые в России существовали на протяжении нескольких столетий, а если говорить о Православии или исламе — то на протяжении многих столетий. И оказывается, что пребывание, бытование (как говорят философы) этих религий на территории России и есть то общее место встречи, то единое поле, на котором разные традиции могут встречаться.
 
 
Потому что сейчас и в СМИ, и в обыденном сознании есть установка на поиск какой-то единой универсальной формулы согласия всех религий мира на доктринальной, содержательной основе. Мы в это не верим. Мы, создатели сайта, считаем, что такого согласия никогда не может быть, его никогда не будет и, главное, оно не нужно.
 
 
Когда кто-то утверждает, что все религии говорят об одном и том же и учат одному и тому же, мы с этим не соглашаемся. Они учат разному, и говорят они о разном. Но когда мы начинаем вести речь о религии в России, мы видим, что общее место встречи у всех религий — это Россия, это их существование в российских исторических, географических, климатических, если угодно, этнических, социальных и прочих условиях.
 
 
И Россия религиозная в значительной мере формируется вот этим самым российским контекстом, в который поставлены представленные в ней религиозные объединения, традиции и движения. Какова она, религиозная Россия, это тот вопрос, на который мы попытаемся ответить публикациями нашего сайта. Какова она в качественном, содержательном, количественном, социологическом и историческом отношении. — Каких авторов вы планируете приглашать?
 
 
- Мы будем привлекать к сотрудничеству в нашем издании очень широкий круг авторов, которые, как я уверен, будут во многом друг с другом не согласны. Авторов, которые будут нередко представлять совершенно противоположные позиции и мнения. Авторов, которые даже в рамках одной конфессии могут быть не согласны друг с другом, как мы это видим на примере Русской Православной Церкви, Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. У нас в одном из первых выпусков будет много материалов по истории этого конфликта и противостояния. С другой стороны, среди наших авторов будут люди более отстраненные, удаленные от арены борьбы идей и мнений в религиозной области. Это религиоведы, историки религии, эксперты по тем или иным проблемам и аспектам религиозной жизни и религиозной истории. Они будут демонстрировать в нашем издании некую свою исследовательскую вненаходимость, «положение над схваткой».
 
 
- То, что сайт «Религия в России» открывается 19 сентября, на день апостола Фомы, это случайность?
 
 
- Я думаю, что на уровне внешних обстоятельств и внешних событий, это, конечно, случайность, но случайность, связанная с определенной датой. Так получилось, что на 20 октября выпадает 40 день со дня террористических актов в США. А поскольку в нашем проекте, мы предполагаем вести постоянный и серьезный разговор по проблеме религиозного экстремизма в современном мире, то эта дата для нас и случайна, и не случайна.
 
 
Дело в том, что за прошедшие, после 11 сентября, 40 дней, многие из тех проблем, которые мы анонсировали и о которых говорили в связи с открытием проекта еще летом, сегодня приобрели новую остроту, новое звучание и совершенно особенную актуальность.
 
 
Сегодня мы уже не можем отмахиваться от многих проблем, непосредственно или опосредованно, связанных с религиозной жизнью и в России, и в мире, оставляя их на дальней периферии, как мы это могли делать еще несколько месяцев назад. Потому что именно эти религиозные проблемы неожиданно выдвинулись в самый центр внимания. Мы оказались в необычном положении — когда всерьез необходимо задумываться над вопросом: не стоим ли мы на пороге такой эпохи, которая может оказаться эпохой возвращения религиозных войн и религиозных конфликтов общемирового масштаба.
 
 
Поэтому и на сайте «Религия в России», и в рамках предстоящей презентации нашего проекта, мы будем с помощью специалистов-религиоведов, исламоведов, в особенности, экспертов, религиозных журналистов, представителей СМИ, историков религии искать ответ на вопрос: может ли XXI век стать веком мировой войны мировых религий. Какого потенциала больше у мировых религий — разрушительного или созидательного, конфронтационно-конфликтного или примиряющего, миротворческого.
 
 
- Собирается ли сайт «Религия в России» оказывать поддержку какой-то определенной религии?
 
 
- Наш сайт будет изданием неконфессиональным. В том смысле, что, хотя наши авторы, и наши учредители, и мы сами имеем определенную конфессиональную принадлежность, разную, тем не менее, мы будем стараться эту конфессиональную принадлежность не проявлять в форме редакционных пристрастий, симпатий и антипатий.
 
 
Для нас гораздо важнее показать нашему читателю, посетителю нашего сайта, что Россия религиозная есть, какая она есть, нежели вовлечь его в водоворот споров и конфликтов. Потому что одна из проблем религиозной журналистики на сегодняшний день заключается, на мой взгляд, в ее крайней внутренней раздробленности, в отсутствии мира. Я бы даже сказал, воли к миру и согласию среди религиозных журналистов.
 
 
Поэтому одной из наших первых тактических задач станет задача уйти от информационной войны в религиозной сфере. Уйти от информационной войны мировых религий для того, чтобы по возможности спокойно и аналитически подходить к тем реальным войнам в религиозной области, которые происходят и которые представляют большую опасность.
 
 
 
Мне кажеться, что это чересчур они и туда заползли эти «модные» демократы имею ввиду ФЭП и страна.ру
 
 
А вы как думаете?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]