Re: кризис vs повседневность


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 01:19:09 31/10/2001
в ответ на: кризис vs повседневность, отправлено Анна-68, Православная, 17:31:27 30/10/2001
 
>> Примечание: Я вовсе не оспариваю значения молитвы и богослужения. Меня поразило, какое место занимает молитва и богослужения в жизни одного из самых деятельных кат. орденов — сестер матери Терезы Калькуттской. М. Тереза была убеждена, что без молитвы и ежедневной Евхаристии дела милосердия просто невозможно осуществлять, аккумуляторы сядут (сравнение мое). Однако в общем распорядке дня у сестер молитва и богослужения занимают сравнительно малое время.
 
>
 
> А сколько именно — для общего развития?
 
 
Думаю, что часовые службы (Утреня, Вечерня и пр.) в сумме занимают примерно 1 час в сутки + 30-60 мин Месса + какие-нибудь благочестивые упражнения (розарий, крестный путь, поклонение Свв. Дарам) еще полчаса. Это по моим наблюдениям, сделанным непосредственно в Калькутте.
 
Правда, здесь зависит от стадии вхождения в орден. На определенной ступени послушничества есть такой период, когда вообще никакой работы, а только молитва и созерцание. Но это — сравнительно недолгое время.
 
 
>> Понятно, что в созерцательных орденах пропорции совершенно иные, потому что там такое призвание.
 
>> Поэтому, не подвергая сомнения значимости богослужения, я считаю, что степень участия в нем — дело индивидуальное и, соответственно, приходское богослужение должно строиться с учетом этого обстоятельства.
 
>
 
> Ну, а что значит — индивидуальное? ( такое слово расплывчатое). А если все индивидуально не придут?
 
> Другое дело, что у каждого своя мера — и зависит это и от семейных обстоятельств, и от состяния здоровья ( так сказать, объективные показатели), и от степени воцерковленности, и от массы «субъективных» других причин ( скажем, ну не выносит человек многих и долгих служб — и это бывает).
 
 
Примерно это я и имел в виду.
 
 
> А как именно должно ( в идеале) строится приходское богослужение — это, кстати, вопрос непраздный, потому что должно быть единообразие, с одной стороны, и возможность для всех (в том числе для слабосильных) полноценно участвовать в богослужении — с другой. Наша обычная практика, когда все приходят и уходят — кто в лес, кто по дрова — не кажется мне идеальной, но и идея сократить службу до возможностей «слабейшего звена» — тоже не выход, имхо.
 
> В КЦ, насколько я понимаю, разнообразие — есть месса на 30 мин, а есть и на 2 часа, так?
 
 
Мне доводилось видеть и 4, и 5 (торжественные папские при нескольких тысячах сослужащих и 1,5-2 млн. молящихся, из коих большая часть причащается; или архиерейские с рукоположениями, и т.п.).
 
Однако наиболее обычная продолжительность для будничных месс 30-40 мин., для воскресных и праздничных 40-90 мин.
 
Литургия восточного обряда, как правило, час-полтора (напр., в Мёдоне, где всё отличие от РПЦ состоит в поминовении другого главы Церкви и правящего архиерея, укладываются в час, м.б., с минутами). Самая короткая, на какой мне доводилось присутствовать, была Литургия Иоанна Златоуста в КЦ византийского обряда в Софии, в будний день, отслуженная за 25 мин. Она была, правда, читанная (т.е. вообще без пения и чтения нараспев). В ней почти ничего не было упущено. М.б., сокращены некоторые ектении и антифоны, не помню. Зато практически полностью читались все священнические молитвы. Никакого подобия спешки я не заметил.
 
Впрочем, в Москве в свое время (не знаю, как сейчас) в церкви на Даниловском кладбище, а также на Антиохийском подворье умудрялись вполне петую воскресную Литургию укладывать в 50 мин. (без проповеди и почти без причастников). Однако в первом из названных храмов (отличавшемся от второго значительно большим числом заупокойных записок) спешка явственно ощущалась.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]