Re (4): На самом деле...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Регент, РПЦ, 12:14:31 31/10/2001
в ответ на: Re (3): На самом деле..., отправлено Олеговна, православная, РПЦ, 09:08:26 31/10/2001
 
Наталия, добрый день.
 
 
> Ну, предположим, настрой у некоторых прихожан не тот, они «слушают», а не молятся в храме. Но вот интересно, почему прекрасный знаменный распев не вызывает такого чувства несоответствия молитвенному настрою, как «оперное исполнение» певчих (в большинстве своем в крупных городах, имеющих консерваторию и оперный театр, профессионалов-вокалистов) во время служб, особенно праздничных?
 
>
 
Еще как вызывает (подчас).
 
Так наз. «знаменные концерты» в нонешних храмах — явление, не менее распространенное, чем «партесные концерты». Природа та же — вот, мол какие мы крутые, идем в ногу со временем, можем и знаменное забацать, нам не в лом. А вот провести всю службу знаменным распевом, причем так, чтобы он не выглядел экзотической «белой вороной» на фоне гласового обихода (многоголосного) — это даже Кутузову не под силу.
 
И еще: знаю на опыте, что на такие знаменные концерты и ломятся те самые консерваторцы, тонкие ценители древности, о которых Вы упомянули. А прихожане выбирают службу попроще. Там, где напавы простые, узнаваемые, подпеваемые.
 
 
Под знамя, кстати, нередко подводят очень интересную идеологию, Вы не встречали? Знамя, мол, одноголосное, поэтому для пения легче. Не нужно обладать хорошим слухом, интонацией, не нужно следить за слитностью. Ну, в общем, о чем Юра недавно писал — «музыка нас, простецких». Эту мысль, кстати, на полном серьезии кто-то из медиевистов у нас на регентском форуме высказывал весной еще.
 
 
 
 
> «Изнеженные напевы и плаксивые ритмы, — писал Климент Александрийский, — развращают нравы своим разнузданным и коварным искусством, незаметно вовлекая душу в разгул космоса». А преподобный Ефрем Сирин называл чувственные песнопения современных ему сирийских гностиков ядом, растворенным сладостью... (цитата из http://beseda.mscom.ru/library/books/bg2.html)
 
 
Вот и я того же мнения. Изнеженность и плаксивость суть душевные качества, и в духовной музыке им делать нечего.
 
 
> Игумен Никон (Воробьев) высказал такую мысль: если пение не может способствовать молитве, то уж по крайней мере не должно ей мешать.
 
 
А здесь — маленькая поправка к о. игумену (теперь Вы до конца оценили мою наглось?):
 
не мешать молитве — это ВЫСШЕЕ, и почти недостижимое в наше время качество церковного пения.
 
Чаще всего чем круче хор, тем больше он старается «помогать» молитве, и делает это теми самыми эмоционально-чувственными способами, которые разваливают эту самую молитву.
 
 
>>> Всё же наверное не в безкультурье масс дело.
 
>>
 
>> ...во-во, или в культурно-просветительном центре по работе с МАССАМИ.
 
 
Простите, Наташа.
 
Просто у меня еще с давних времен устойчивое отвращение к кульковой терминологии — «массы», «культурно-политико-идейно-воспитательно...»
 
 
Вобщем, пишите. Буду рад посоглашаться, поспорить.
 
 
С уважением, Евгений.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]