Довериться Церкви


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 02:01:06 05/11/2001
в ответ на: Мне интересно, но разговор совсем о другом, отправлено Обскурант, весьма обскурантское, 19:03:03 04/11/2001
 
Кажется, для Вас не является секретом, что несомненным признаком истинности вероучения является единодушное согласие всех Отцов и учителей Церкви. Насколько я понимаю, Вас интересует «процедура» прояснения вопроса, если по нему имеются различные мнения у свв. Отцов. Коль скоро Вы стали на жёсткие рельсы формальной логики, Вас неминуемо, как мне кажется, ждёт разочарование: «тут Вам не здесь», алгеброй гармонию поверить не удастся. Нет такой процедуры, за исключением одного случая: когда это учение начинает представлять угрозу для внутренней жизни Церкви. Тогда церковный собор выясняет — соответствует это учение учению Церкви, или является чем-то ей чуждым.
 
Проблема в том, что вопросов таких гораздо больше, чем оросов, догматических посланий и т.п. Это ведь семинариста-первачка загоняют в тупик вопросом — сколько всего Церковь содержит догматов: он начинает хмурить брови, шевелить губами и старательно загибать пальцы. Уже второкурсник мудро улыбнётся в ответ и промолчит.
 
Вот например — вся эта история с «царём-искупителем». Уже кто только не говорил, что это откровенная ересь, даже Патриарх как-то озвучил (впрочем, он много чего озвучивал), и что же? Зайдите в Новоспасский монастырь — слева при входе церковная лавка, где Вы сможете завсегда приобресть писаную икону с «царём-искупителем» (это я просто по свежим следам, на самом деле таких мест очень много). И что же, созывать собор для того, чтобы вынести догматическое определение по этому вопросу? Они имеют уши, и не слышат, что им сделаешь...
 
Также и здесь. Мы имеем мнение отцов о католическом мистицизме, как о нездоровом явлении. Как я уже и говорил, свв. Феофан и Игнатий здесь в принципе согласны друг с другом. Но буде найдётся авторитетный богослов, который станет утверждать нечто противоположное, для установления истины мы будем обречены сопоставлять его мнение с мнениями других отцов, со Священным Преданием, если хотите. Но лично мне это труднее объяснить в общем, чем сделать в конкретном, ещё сложнее облечь в лапидарную форму, удобоваримую для форумного пространства.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]