Re: Бывает так и эдак


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Регент, РПЦ, 02:50:28 06/11/2001
в ответ на: Бывает так и эдак, отправлено Олеговна, православная, РПЦ, 16:37:21 05/11/2001
 
Вечер добрый, друзья.
 
Опять получается наскоком — только в сеть влезу, а там уже все обговорено, мене, текел, упарсин:(((
 
 
> Кто на этом вопросе сосредоточен — я что ли?
 
> Духовное пение помогает молиться, добавка т.н. «душевного» — мешает. Вот и все.
 
> Бывает молитвенное состояние в храме и бывает его отсутствие. И не только у прихожан.
 
 
Эх, Наташенька, Вашими бы устами...
 
 
Вроде бы все Вы сказали правильно. Все в точку. Все идеально.
 
Но есть обстоятельства, мешающие достичь этого вроде бы очевидного идеала:
 
1. Когда речь заходит о совершенно конкретных песнопениях, то вдруг обнаруживается, что одни и те же звуки воспринимаются одним прихожанином как духовное, другим — как душевное. Воспитание в различных музыкальных традициях дает в наше время потрясающий разброс мнений — какой склад пения считать духовным?
 
 
2. не только в музыке, но в ней особенно, человек может впасть в довольно тонкую прелесть. Нередки случаи, когда чувственно-эмоциональное восприятие проявляется и на музыке внешне бесстрастной и аскетичной. Например, человек может с упоением рассказывать о том, как ему понравилось пение ровным и бесстрастным распевом, и будет совершенно уверен, что это и есть духовное восприятие музыки.
 
На самом деле это не так. Такой ценитель — эстет до мозга костей. И выдает это не музыка, а его отношение к ней.
 
 
Наиболее близким к духовному восприятию музыки, НЯМС, является (не пугайтесь!) РАВНОДУШНОЕ к ней отношение. Способность воспринимать ее как акустическое пространство развивающихся в нем слов молитвы — ектении, стихиры, тропаря, usw. Никакое стадо слонов на ушах здесь не поможет — не обладая собственным слухом, человек вполне может балдеть от проявлений вокального слуха других людей (поющих то бишь).
 
 
Равнодушное, нечувственное отношение к служебной музыке — дар нечастый. Смею предположить, что у меня его нет, и поэтому совершенно откровенно завидую г-ну Обскуранту, который этим даром обладает. Если, правда, не пребывает в еще более тонкой прелести — любования собственным рационализмом. Впрочем, это уже стариковское брюзжание деда Кустаря;)
 
 
Наталья Олеговна, считайте мое письмо не возражением Вам, а скорее «размышлением на заданную тему».
 
 
Жду Ваших писем,
 
с уважением, Евгений.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]