Re (2): Бывает, бывает


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Svetlana, orthodox, 09:59:02 06/11/2001
в ответ на: Re: Бывает так и эдак, отправлено Регент, РПЦ, 02:50:28 06/11/2001
 
Простите, что влезаю в разговор к умным людям.
 
 
>> Кто на этом вопросе сосредоточен — я что ли?
 
>> Духовное пение помогает молиться, добавка т.н. «душевного» — мешает. Вот и все.
 
>> Бывает молитвенное состояние в храме и бывает его отсутствие. И не только у прихожан.
 
>
 
> Эх, Наташенька, Вашими бы устами...
 
>
 
> Вроде бы все Вы сказали правильно. Все в точку. Все идеально.
 
> Но есть обстоятельства, мешающие достичь этого вроде бы очевидного идеала:
 
> 1. Когда речь заходит о совершенно конкретных песнопениях, то вдруг обнаруживается, что одни и те же звуки воспринимаются одним прихожанином как духовное, другим — как душевное. Воспитание в различных музыкальных традициях дает в наше время потрясающий разброс мнений — какой склад пения считать духовным?
 
 
Тот, который Вы описали раньше — пение хорошего хора — и почти не важно что именно он поет (если только между отдельными слогами нельзя кричать «ау» — это не мое выражение, а одного великолепного регента).
 
А за духовное/душевное восприятие музыки отдельными прихожанами, хор, ИИХО, ответственности не несет.
 
 
>
 
> 2. не только в музыке, но в ней особенно, человек может впасть в довольно тонкую прелесть. Нередки случаи, когда чувственно-эмоциональное восприятие проявляется и на музыке внешне бесстрастной и аскетичной. Например, человек может с упоением рассказывать о том, как ему понравилось пение ровным и бесстрастным распевом, и будет совершенно уверен, что это и есть духовное восприятие музыки.
 
> На самом деле это не так. Такой ценитель — эстет до мозга костей. И выдает это не музыка, а его отношение к ней.
 
 
А что, эстет не может быть духовным по определению? И вообще, куда христианину девать эмоции — подавлять их, что ли?
 
 
 
> Наиболее близким к духовному восприятию музыки, НЯМС, является (не пугайтесь!) РАВНОДУШНОЕ к ней отношение. Способность воспринимать ее как акустическое пространство развивающихся в нем слов молитвы — ектении, стихиры, тропаря, usw. Никакое стадо слонов на ушах здесь не поможет — не обладая собственным слухом, человек вполне может балдеть от проявлений вокального слуха других людей (поющих то бишь).
 
> Равнодушное, нечувственное отношение к служебной музыке — дар нечастый.
 
 
Да когда это нечувствие прекрасного, сотворенного Богом мира стало считаться явлением положительным? Почему мнения аскетов, дошедших до очевидных высот должно распространяться на всех?
 
 
Простите, я, кажется, опять высказываю неправославные вещи.
 
С любовью,
 
Светлана


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]