Возвращаясь к проблеме Страстных служб и приготовления пасхальных снедей (Анне-68)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 04:02:39 07/11/2001
в ответ на: Re: о словах, отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 17:37:09 28/10/2001
 
К сожалению, у меня не было возможности продолжить эту тему в момент ее появления, тем более, что тогда это было бы явное отклонение от темы. Для тех, кто не читал или не помнит, воспроизведу отдельные реплики. Разговор шел о длительности богослужений и связанных с этим проблемами. Анна-68:
 
 
>> Еще пример — Страстная и женщина с детьми. Раньше я ( благо было куда детей деть) однозначно решала в пользу всех служб ( а как заметила одна умудренная 6 детьми матушка, либо службы, либо куличи). А потом я поняла, что лучше часть служб опустить, а зато хорошо с детишками яички покрасить,и даже в последнюю пару лет у меня кулич вышел ( паска — это слишком сложно). А чтобы мне хоть куда-то попасть, муж остается детей сторожить и яйца красить...
 
 
Wanderer:
 
 
> О страстнЫх службах, детях и куличах с пасхами как-ньть отдельно поговорим: для меня все три компонента очень дороги! (и никаких суррогатов типа кекса весенний, итальянского [забыл как бышь его? производное от «panis»], сырковой массы и т.п. не признаю категорически).
 
 
Так вот, хотя я и являюсь представителем «совсем другой религии» [(с) Александр Иванов], но как человеку, стрАстно любящему страстнЫе богослужения и стремящегося их не пропускать (ведь ничего подобного им не будет потом целый год!), а также имеющему неодолимую слабость традиционных пасхальных яств, мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями на основе собственного опыта.
 
Не знаю, откудо пошло это странное поверье, не раз слышанное мною в России от православных (и околоправославных), что, якобы, печь куличи и готовить другие пасхальные яства нужно именно в Великий Четверг. Следование этому «обычаю» означает либо пропуск по меньшей мере одного из богослужений Великого Четверга (при обычной русской приходской практике интервал между окончанием Божественной Литургии и началом службы 12 Евангелий едва ли продлится более 8 часов), либо весьма халтурные куличи (этого времени едва ли хватит для того, чтобы качественно провести все процессы — от замеса первой опары до выемки испеченных уже куличей из формы; готовить одновременно пасху и красить яйца можно только при достаточном количестве дополнительных рук в семье или общине).
 
Ясно, что при законном желании участвовать в обоих богослужениях, Четверг отпадает. По крайней мере, для куличей; приготовление пасхи и/или яиц можно разложить на несколько этапов, а вот с куличами это не пройдет.
 
(При этом я предполагаю, что последние 3 дня Страстной у вас нерабочие дни. На практике это организовать не всем удаётся, но стремиться к этому следовало бы: взять отгулы и т.п.).
 
Что остается? Страстная Пятница? Там богослужений не меньше. Ну, допустим, Великие Часы можно еще пропустить, а Вечерню с выносом плащаницы или Чин погребения — наверное уже не захочется. Промежутки опять же очень малы. Да и тот ли это день, в который стОит отвлекаться на бытовую — пусть и столь возвышенного назначения — суету? На мой взгляд, совсем не тот.
 
Великая Суббота? Там, вроде бы, достаточно большой промежуток времени между Литургией собственно Субботы и пасхальной Полунощницей. Но Великая Суббота по сути своей призвана быть днем сугубого покоя — «покоится Сам Законодатель» [(с) свт. Иннокентий Херсонский]. По опыту знаю, как трудно освободить этот день от житейской суеты — от необходимой предпраздничной подготовки, от стремления успеть закончить до праздника всякие незавершенные дела и т.п. Но также по опыту знаю, насколько всё это «снижает» наступление праздника, а главное — духовное переживание этого уникального дня литургического года: за почти 30 лет моего сознательного отношения к Страстной Седмице и Пасхе те два или три раза, когда мне всё-таки удавалось на Субботу устраниться от всякой суеты, не сравнимы ни с чем.
 
Когда же еще? Ночи с Четверга на Пятницу или с Пятницы на Субботу? Можно, конечно, попробовать (я пробовал). Но большая ли духовная польза от клевания носом во сремя Страстных служб?
 
Что же остаётся? Один из первых трех будних дней Страстной Седмицы (или ночь на один из них). По моему опыту (подтверждаемому независимым опытом других людей) наиболее удобен вторник. Современные холодильники достаточно хорошо позволяют сохраниться пасхе и яйцам. Настоящие куличи хранятся сами по себе довольно долго.
 
(Кстати, в нашей семье одной партии куличей и пасох хватает совсем ненадолго, так что на Светлой приходится повторить).
 
 
Что же до мелких детей, то едва ли их следует брать с собой на Страстные богослужения: лучше и им, и родителям. Если есть с кем оставить, хорошо; если не с кем, приходится делиться, так более или менее равномерно распределить. Но зачастую христианские супруги отличаются разной степенью литругического благочестия (а также разными «пристрастиями» в богослужениях: один, скажем, чувствует, что без выноса плащаницы не проживет, другой — без «Разбойника благоразумного»; тогда проще поделить).
 
Сложнее с Пасхальной утреней, которую обычно не хочется пропускать никому, а детей деть некуда. Проще, когда есть с кем оставить на ночь, то уже утром, если есть где-то поблизости поздняя Литургия, причастить их.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]