Re (4): Как интересно! — Братцу Дыку о "сергианстве" и покаянии


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 14:25:51 10/11/2001
в ответ на: Re (3): Как интересно!, отправлено Братец Дык, православный обнагленец, 04:29:36 10/11/2001
 
> Вот Саше и не отвечайте, а мы то чего от этого должны страдать? :)
 
> Если же Вас начнут обвинять в контр-церковной агитации, отсылайте ко мне, я засвидетельствую, что эту тему поднял я. :)
 
 
 
Ну ладно. Тогда отвечу по заповеди Апостола «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.» Я не большой любитель вести разговор на темы «сергианства», так как обычно дискуссия заканчивается взаимными обвинениями и хорошо, если не рукоприкладством /все же есть хорошие стороны и у интернет-дискуссий ;-) /
 
 
Итак, для начала хочу пояснить, что ссылки РПЦЗ на «сергианство» не являются в диалоге наших юрисдикций (РПЦЗ и РПЦ МП) чем-то вроде «левой откарячки», — дескать, будем себе бубнить под нос всякую ахинею, лишь бы не объединяться. Наши иерархи стремятся к единству Русской Церкви, но считают, что «сергианство» слишком серьезное духовное явление, чтобы его можно было скидывать со счетов.
 
Все согласятся, что главным деланием христианина должно быть покаяние и жизнь по Евангельским заповедям. Покаяние — это не регулярное исповедание грехов, как некоторые ошибочно полагают. Можно долго ходить в церковь, приступать к таинствам, и не знать покаяния. Покаяние, по словам свв. отцов, — это кризис всей жизни христианина. В покаянии человек проходит, как сквозь лед и пламя, от отчаяния к надежде, от страдания к упованию, и, по слову св. Феофана Затворника, в сердце прикасается даже мукам ада. Человек, не знавший покаяния, никогда не сможет деятельно очищать себя от грехов. Человек, узнавший покаяние, никогда не сможет забыть этот кризис и ни с чем другим его не спутает. Покаяние узнается так — человек после этого кризиса уже не грешит смертными грехами (убийством, блудом, прелюбодеянием, ложью), но бежит от них как от огня. После этого кризиса христианин впадает в грехи только по немощи естества, невольно, но волей уже не грешит. Так и узнавайте себя — если воля ваша соглашается на совершение смертных грехов, значит, покаяния еще не было.
 
 
В этоим смысле «Сергианство» — смертельный враг покаяния. Необходимость лгать ради церковной пользы еще не проповедуется с амвонов, но как повседневная практика проникла уже повсюду. «Двойная» приходская отчетность — один из таких печальных примеров. Повсеместно приходы укрывают от налогов львиную долю доходов, и самые добросовестные батюшки не видят в этом ничего плохого. «Лучше будет, если мы полученные деньги пустим на ремонт храма, чем станем отдавать государству. Чиновники все равно все разворуют». И ради благой цели и церковного блага идут на смертный грех — ложь. В этом-то и опасность «Сергианства». И сотрудничество с КГБ тоже оправдывается тем же старым лозунгом: «мы-де лгали и сотрудничали ради церковной же пользы. Глядите зато сколько храмов отстояли, построили, отремонтировали».
 
Хорошо, что построили, да гляньте — незаметно для себя стали оправдывать ложь, как грех. Но ведь это, оправдание греха, гораздо страшней, чем тысяча разрушенных храмов, так как начисто закрывает человеку путь к покаянию — ведь, чтобы покаяться, нужно видеть грех и осудить его, а не оправдывать. Без храма еще можно спастись, а без покаяния — никак.
 
«Сергианство» — пока еще не ересь — в том смысле, что это учение еще не проповедуют с амвонов. Поэтому мы пока говорим не о ереси, но о нераскаянном грехе «сергианства», в который, однако, вовлечены многие. Пока не будет осуждена политика митр. Сергия «лжи ради церковного блага» — ложь будет заражать собой все больше и больше церковный организм. И это страшно.
 
Простите. Надеюсь этим текстом я никого не обидел и ничьих чувств не оскорбил.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]