О страхе и отваге


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Марья, Православная христианка, 17:58:33 10/11/2001
в ответ на: Re (4): Вопросы, отправлено Братец Дык, православный обнагленец, 05:33:43 10/11/2001
 
> И не просто Русская Церковь «дожила и пережила» своего гонителя и мучителя, но и в дороге она прославила Господа, большим количеством святых в ее лоне просиявших. Среди них есть и представители ее клира и епископата, как, например, святитель архиепископ Лука.
 
 
Ох, не особенно хочется это произносить вслух... Посмотрите верхнюю веточку ("о вранье"), где о. Димитрий отвечает «нет» тов. Тучкову...
 
Если бы патриарх Сергий тогда сказал «нет», то святых новомучеников было бы гораздо, гораздо больше... Ох уж это извечная диссидентская бравада, когда знаешь, как поступить (задним числом), находясь в безопасности. Наверное, и к счастью, никому из тех, кто бравирует таким образом, не доводилось сталкиваться при советской власти с ситуациями, когда одно твое неосторожное слово вдруг совершенно неожиданным образом отзывается и сказывается на судьбе совсем-совсем другого человека. То есть, он платит за твои слова (пусть не жизнью, а здоровьем, репутацией, работой), а также его дети могут оказаться в заложниках. А ты зато оказываешься держателем правды-матки.
 
 
Я процитирую слова одного ныне здравствующего человека, который хорошо на эту тему написал, лучше, чем он, мне не сказать.
 
 
"Страх страху рознь. Вот это я очень хорошо смог узнать за жизнь, понимаю теперь. размышляя над природой твоей безоглядной отваги. Откуда она? Она — от незнания. От счастья — незнания. От великого
 
исторического везения.  Но прежде всего — от непонимания. Не головой, а собственными потрохами непонимания — ЧТО это все такое и ЧЕМ все это было. Это не вошло в кровь, не впиталось в кости. К СЧАСТЬЮ!
 
 
Было бы замечательно... если бы... Но вся штука в том, что если бы люди были одиночками, абсолютно ни с кем не связанными особями — тогда система страха не могла бы работать с такой дьявольской эффективностью. Но — у каждого был его круг, система  кругов. Были его люди, его души, его любимые глаза и голоса. Семья. Друзья. Просто знакомые и приятели. И все были заложниками друг друга. Вот в
 
чем было зерно и существо тотальности этого страха.
 
 
Ты думаешь, и в те времена не было людей, исповедовавших то же моральное и сердечное бесстрашие? Уверяю тебя, что их было много больше, чем теперь. Но несмотря на их присутствие и их позицию почему-то вышло так, что их не стало — а система из кучки парней в кожанках и с наганами выросла в мирового Голиафа. Как же это получилось? Как могло получиться?
 
 
Я не только не отрицаю, но приветствую личное мужество. Но есть мужество — и есть безрассудство. Есть ясность выбора и суровая трезвость, а есть пустое молодечество с нелепым гарцеванием под пулям чтобы покрасоваться перед другими и самим собой. Вспомни: “...сказано также: Не искушай господа Бога твоего.” Так что все разговоры в том духе, что “если их не бояться”, то и страха-де самого по себе не будет — не более чем прекраснодушная химера, никак не связанная с
 
экзистенциальным ужасом реальности.
 
 
Ты даже не представляешь, не можешь вообразить — и слава Богу, что не узнал ни генами, ни кожей, ни ногтями, ни на клеточном, ни на тактильном уровне, — ПОЧЕМ фунт этого лиха.
 
 
“Не боятся — только непуганые” — утверждает честнейшая
 
и мужественнейшая из мужественных — Надежда Яковлевна Мандельштам. Просто переть на рожон и гордиться своим бесстрашием — это одно. И ощущать при этом приятный возвышающий холодок собственного героизма... И... совсем другое — вдруг узнать, что “взяли” — за
 
ерунду, за случайную ТВОЮ обмолвку — но... почему-то не ТЕБЯ самого. Вот такая случайность, причуда рока, такой экивок — или сатанинская игра и сверхизощренная пытка — кто ж его знает?  -  тут можно допустить ведь что угодно. Так вот — за язык — ТВОЙ — на дыбе — НЕ ТЫ. Ты чувствуешь? Ты кожей чувствуешь, как сказал классик,
 
- эту “дьявольскую разницу”?  
 
 
Ты себе пребываешь в тепле и покое, чего-то всего лишь “сболтнувши лишнего”, и знаешь, что вот в это самое время дорогой тебе человек, или даже просто — оказавшийся с тобой в связи человек — бьется под током в руках истязателей или гибнет психически от какого-нибудь сульфазола или слоновьей дозы галоперидола. И в ЕГО муках — виновен лишь ТЫ — со своей бесшабашной отвагой. Почувствовал, повторяю, разницу?"
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]