О "лжи во спасение". Мое резюме.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 10:51:19 12/11/2001:

 
Итак, глядя на оживленную реакцию, можно понять, что тема «оправдания лжи» действительно больная, а, судя по тому, что «спасительную ложь» взялись оправдывать именно чада РПЦ МП, можно сделать вывод, что «сергианство» действительно пустило глубокие корни в церковную жизнь, и нужны долгие и настойчивые молитвы и усилия, чтобы помочь братии освободиться от этого тяжкого недуга.
 
Теперь я скажу о самом главном и о самом опасном для духовной жизни заблуждении, которое выражается в «оправдании лжи», в том губительном мнении, что, якобы, возможны в жизни случаи, когда ложь неизбежна (ради спасения людей etc). Что тут губительного? — Многое. Самое главное и страшное здесь — богохульство.
 
Господь, вступая с нами в Завет, нам дал заповедь «не лжесвидетельствуй», заповедь совершенно ясную и непререкаемую. Человек, утверждающий, что бывают ситуации, когда ложь становится неизбежна, выставляет лжецом Самого Бога, заповедавшего «не лги». Ведь Господь не дает невыполнимых заповедей. Если Он дал заповедь «не лги», значит, возможно прожить жизнь без капли лжи, а защитники «спасительной лжи» уверяют, что это не так. Опомнитесь, братия!
 
Во вторых, здесь неверие Богу. Придуманные разбойники и комсомолки это только подтверждают. Человек заранее себе рисует\моделирует ситуацию, в которой ложь оправдана, — и после этого со спокойной совестью лжет и без всяких разбойников и комсомолок. А, между тем, надо больше веры нам иметь, особенно пастырям, что Христос, заповедавший нам не лгать, никогда не поставит нас в ситуацию, когда мы будем вынуждены соврать. В случае с митр. Сергием это особенно очевидно, так как несолгавший (митр. Кирилл) наследовал спасение и жизнь вечную.
 
Более того, оправдание лжи начисто закрывает нам дорогу к покаянию. Люди как-то все больше в святые рвутся, увеличивая себе правило, количество кафизм, акафистов, забывая, что между грехом и святостью лежит праведность. И чтобы приблизиться к святости святых, нужно очиститься от всякой лжи, нужно жить по правде, нужно стать праведным.
 
В последние времена оправдание лжи особенно пагубно, так как в пророчестве о пришествии Антихриста Св. Апостол Павел говорит (2 послание Фессалоникийцам): «пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи». Пошлет тем, кто примет Антихриста. За что пошлет? А вот за что:
 
«зане *любви* истины *не* прияша». То есть за то, что эти люди всем сердцем не возлюбили правду. «Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду»(2 Фес. 2, 12).
 
 
А в чем особенно заключается правда? А в том, что мы грешники. Эта правда должна распять каждого человека; каждый должен распять себЯ на этой правде — что я великий грешник и мерзавец. И если в чем-то согрешил или солгал, даже ради спасения ближнего, то это моя вина, что я по своей дурости и греху другого выхода не увидел. А выход обязательно должен был быть, так как Господь не лгал, заповедав нам не лжесвидетельствовать. Вот и нужно каяться даже во «лжи для спасения», но ни в коем случае не оправдывать ее. Об этом и Авва Дорофей пишет.
 
Так и Господь говорит:
 
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]