Поработаем. Ответ о иконопочитании в первом приближении


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь Шукан, христианин, 15:59:51 11/12/2001:

 
В защиту почитания икон. Отдавая себе отчет в том, что иконопочитание, установленное  в окончательном виде на Седьмом Вселенском Соборе в г. Никее не требует особой защиты нашими скромными силами, но часто возникающие вопросы относительно Почитания икон со стороны протестантов (по всей видимости верующий людей) положили основанием попытаться создать развернутый ответ по этому вопросу.
 
Итак, главным источником возражения Почитания икон служат слова Господа « Не              делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже    земли; » Исход 20, 4
 
В самом деле, смысл запрета не вызывает сомнений. Сущий бесконечен. Он превыше всего земного, поэтому любая попытка изобразить Его граничит с кощунством и может дать повод к идолопоклонству.
 
Но, к сожалению, приведя этот стих обычно забывают закончить его по смыслу.
 
«не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину     отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, » Исход 20,5
 
Здесь, на мой взгляд, видится главная причина ошибочного понимания самой сути почитания Икон. Обратимся к самому догмату о Иконопочитании.
 
ДОГМАТ О ИКОНОПОЧИТАНИИ
 
        Трехсот шестидесяти семи  святых отцов Седьмого Вселенского Собора (Никейского)
 
Мы сохраняем, не внося никаких новшеств, письменно и устно установленные для нас Церковные предания. Одним из них является создание живописных образов, как соответствующее традиции проповеди Евангелия, способствующее нашей вере в то, что воплощение Бога Слова истинно, а не воображаемо, и служащее другим подобным целям. Ибо, если одно указывает на другое, то одно через другое проясняется. При таком положении дел, мы, словно ступая по царскому пути, следуя богодухновенному учению Святых Отцов и преданию Кафолической Церкви (ибо знаем мы, что оно от Духа Святого, в ней пребывающего), со всей достоверностью и тщанием определяем:
 
Подобно изображению честного и животворящего Креста, помещать в святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и вблизи дорог честные и святые иконы, написанные красками, созданные из мозаичных камней, или изготовленные из другого пригодного к тому материала; как образы Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, так и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо, когда они предстают через изображение на иконах, взирающие на них побуждаются помнить и любить их прообразы, и чествовать их целованием и почитательным поклонением; не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, которое подобает только Божественному естеству, но так же, как воздается честь изображению честного и животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей, по благочестивому обычаю древних. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. И так утверждается учение Святых Отцов наших, то есть предание Кафолической Церкви, от края и до края земли принявшей Евангелие.
 
Как видно из текста Догмата, нигде не говорится о ПОКЛОНЕНИИ иконам. И это естественно, так как это бы входило в противоречие со словами Господа, приведенными выше. Речь идет именно о ПОЧИТАНИИ икон. Еще раз хочется сказать православную аксиому : «Православные ПОЧИТАЮТ иконы, а не поклоняются им»
 
Теперь можно поговорить об источниках почитания живописных образов, встречающихся в Священном Писании.
 
Давайте прочитаем внимательно место из Чисел глава 21, начиная со стиха 4 до стиха 9
 
От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
 
и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
 
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
 
И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе.
 
И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.
 
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
 
 
Так что же это? С одной стороны : И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас;
 
и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
 
и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.
 
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,
 
дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
 
изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
 
изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
 
и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
 
Второзаконие  4 , 13-19, а другой стороны медный змей, который есть «изображение какого либо гада, ползающего по земле». Казалось бы противоречие? Но возможно ли это?
 
Следует, все же,  обратить внимание на основные отличия.
 
1. Запрет касается создания изваяний, изображений самим человеком.
 
2. Запрет касается ПОКЛОНЕНИЯ изваяниям и изображениям, созданных человеком.
 
3. Запрет касается СЛУЖЕНИЮ как изваяниям и изображениям, созданных человеком, так и солнцу луне и звездам.
 
Нарушает ли эти постановления Догмат о иконопочитании? Однозначно нет. Снова обратимся к тексту Догмата:
 
 
«святые иконы, написанные красками, созданные из мозаичных камней, или изготовленные из другого пригодного к тому материала; как образы Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, так и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо, когда они предстают через изображение на иконах, взирающие на них побуждаются помнить и любить их прообразы, и >чествовать их целованием и почитательным >поклонением; не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, которое >подобает только Божественному естеству(выделено мной И.Ш.) , но так же, как воздается честь изображению честного и животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей, по благочестивому обычаю древних.»
 
В Догмате, как бы предваряя возражения, прямо указывается о почитании икон и недопустимости поклонения подобно поклонению Божественному естеству.
 
Так же Догмат четко разделяет материал на котором есть изображение и само изображение. И почитание Св. икон происходит на почитание образа « Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, так и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей»
 
В связи с вышеизложенным обвинение иконопочитания как формы идолопоклонства представляется неверным и не отражающим суть Христианства


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]