Об иконопочитании


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, православный, РПЦ, 16:38:19 12/12/2001
в ответ на: Поработаем. Ответ о иконопочитании в первом приближении, отправлено Игорь Шукан, христианин, 15:59:51 11/12/2001:

 
+++ главным источником возражения Почитания икон служат слова Господа « Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; » Исход 20, 4
 
+++В самом деле, смысл запрета не вызывает сомнений. Сущий бесконечен. Он превыше всего земного, поэтому любая попытка изобразить Его граничит с кощунством и может дать повод к идолопоклонству.
 
 
К идолопоклонству, на мой взгляд, попытка изобразить Божество не может дать никакого повода, так как поклонение воздается, все-таки, Богу. Но может дать повод к неразумному поклонению Ему в попытке описать Неописуемое.  
 
 
+++Но, к сожалению, приведя этот стих обычно забывают закончить его по смыслу.
 
+++«не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, » Исход 20,5
 
 
Вообще,  в этом месте Пятикнижия — Исход 20,2-7 — ясно выражен догмат об иконопочитании.
 
2.  Я Господь,  Бог твой.
 
3. Да не будет у тебя других богов пред Лицем Моим.
 
4.  Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
 
5. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
 
7. Не произноси Имя Господа, Бога твоего, всуе; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его всуе.
 
 
Здесь ясно написано, что нужно поклоняться Лицу Господа Бога Израилева и не делать никаких других изображений и не поклоняться им. Написано также, как нужно отличать Лице Господа, то есть Его образ, которому нужно поклоняться, от других изображений, которым поклоняться нельзя. Образом Божиим является все то, что носит Его Имя, то есть Его символизирует. Символы Бога бывают
 
1) не-подобные, которых только и знали евреи (в частности, это был медный змий) и знаем мы (например, Агнец после проскомидии, на котором написано Имя Христово), которые не имеют черт сходства с воплотившимся Господом (т. н. характир). В частности Имя Христово является не-подобным символом — образом Божиим;
 
2) подобные, которые имеют сходство (характир) с воплотившимся Господом и которых знаем только мы и не знали древние евреи.
 
В любом случае евреи знали и почитали Господа в Его изображениях — неподобных символах и прежде всего — в Его Имени, то есть участвовали в иконопочитании. Заповедь «не сотвори себе кумира» только утверждает догмат об иконопочитании, отделяя истинные изображения Бога, которые Его символизируют, от изображений, которые Его не символизируют, а изображают «что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».  Неподобные символы (медный змий) для почитания давались Самим Богом и Имена брались из Писания.
 
Подобный же символ (Лик Божий, характир)  — до Воплощения Господа — по смотрению Божию евреям не  был дан,  и потому был наложен запрет на подобные символы для почитания:
 
 
+++Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,  дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину... и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]