"И на идолы человеческие будет суд " (О соблазне вещевого вожделения)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вячеслав Мальцев, православный христианин, 22:11:03 12/12/2001:

 
Наше время характеризует особенно сильный прессинг со стороны «вещевого» соблазна. И, давайте скажем прямо: русский народ – богоносец , в целом, не выдержал этого испытания вещевым идолопоклонством и ПАЛ .
 
 
Падение подготавливалось исподволь.
 
Как отмечали некоторые духовные лица, советскому времени не был чужд некоторый подневольный, неоживотворенный верой, квази-аскетизм. Эта школа лишений некоторых привела (через веру) и к аскетизму настоящему.
 
Но в основной массе народа советский псевдо-аскетизм, по-видимому, сыграл роль «бомбы замедленного действия», которая и разорвалась, как только отпустили возжи.
 
Вынужденное неимение вещей родило гипертрофированное ВЕЩЕВОЕ ВОЖДЕЛЕНИЕ.
 
 
Еще в советское время зреющая страсть к вещам (желательно, заграничным) проявлялась в очередях в «Березку» , в посещениях выставок с целью получения «на халяву» дармового цветастого пакета с иностранной надписью , в массовом желании нарядится сначала в «болонью», а потом в «джинсы» и т.п.
 
 
И вот нашему вещевому вожделению дан «карт бланш»!
 
Оно даже возведено в норму, и всячески стимулируется .
 
Со всех сторон нас «хватает за полу» реклама: «Войди в вещевой рай! Расслабься! Насладись вволю! Зачем думать? Зачем какие-то проблемы? Купи то-то и то-то и все дела!»
 
 
И, что греха таить – вещевой натиск остается не без эффекта.
 
Автомобилей развелось столько, что в крупных городах на них уже почти невозможно ездить: метро оказывается и быстрей и удобней.
 
Заботящимся о благочинии епископам приходится издавать специальные циркуляры, чтобы хотя бы административными мерами ограничить аппетит
 
священников в отношение личных транспортных средств.
 
Что же говорить о простых верующих и, тем более о невоцерковленном народе, если и в духовенстве видна слабина?!
 
«Бандитский телефон» сегодня стремятся, как можно скорей приобрести уже не только бандиты, но и дети, и духовные лица, не исключая даже монахов.
 
 
Немногим удается устоять.
 
Вспоминаю, как лет 5 назад я встретил на улице 2-х молодых девушек и нечаянно «подслушал» их разговор… «Сегодня так много всяких заманчивых и красивых вещей – сказала одна из них – прямо глаза разбегаются. И этого хочется , и этого» .
 
«A я ко всему этому равнодушна» – отвечала ее подруга.
 
Как же мне захотелось ее расцеловать!
 
Нет. Жива еще Россия, пока есть такие девочки.
 
Даруй Господи и нам, грешным, такое спасительное равнодушие.
 
 
Культ вещей овладевает нами.
 
Причем, это еще пол-беды, если вещи мы приобретаем ради их основной , сущностной функции. Например, одежду, — чтобы прикрыть срам и согреться.
 
Но сегодня у вещей масса и побочных , ложных и греховных функций. Например, функция «престижности» или «умножения соблазна». В качестве примера последнего можно привести наряд женщины в «рыболовную сеть».
 
 
Прельщаются и «избранные».
 
Невольно думаешь, — неужели наше избранничество так дешево стоит, что дьяволу не нужно ничего гениального изобретать, т.к. «прельстить избранных » (Мф. 24.24) оказывается возможным столь примитивным способом!
 
 
Во времена св.отцов вещей было мало, и они были низкого (по нашим меркам) качества. Но как они берегли себя!
 
Вот из Добротолюбия:
 
Старец взял какую-то не то соломинку, не то хворостинку и сказал: « Эта вещь – пустяк из пустяков. Но если кто пристрастится и к этой мелочи, — он погубил душу свою».
 
Не вещи опасны, а любоимание и пристрастие!
 
Но неужто мы, православные, приобрели такую адамантову крепость, что способны владеть любыми вещами без всего этого?!
 
То правда, что можно «иметь, как не иметь»…
 
Но ТАК ли мы имеем то, что Бог дает нам?
 
Святоотеческий критерий проверки очень прост.
 
Он выявляется по нашей реакции на потерю имущества.
 
Если скорбим, — то НЕ ТАК!
 
А если не только скорбим, но и «на стенку лезем», — то наше дело – ой, как плохо.
 
 
Давайте, братцы, если кто не в шутку, а всерьез хочет спастись, — самопроверимся.
 
 
Ведь, если мы не устоим под вещевым прессингом, то Бог может применить к нам такие же меры, как к возжелавшим страстно мяса евреям в пустыне. Им он дал есть этого желанного мяса до отвала, до пресыщения, — так чтобы оно из «ушей полезло».
 
И нас может , в случае нашего упорства, отвратить от вещевого идолопоклонства  уже более радикальными и тяжело переносимыми средствами.
 
 
В.
 
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]