Re (4): Музыкальные инструменты


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь П, православный, 19:08:44 09/01/2002
в ответ на: Re (3): Музыкальные инструменты, отправлено В.Свирелин, православный, РПЦ, , 11:03:42 09/01/2002
 
>> Не стоит забывать, почему отцы Церкви (как Православной, так и Римской) отвергали употребление музыкальных инструментов. Применение органной музыки было все-таки более поздним нововведением, не так ли?
 
>
 
> Кстати, все это, справедливо сказанное, целиком и полностью относится к еще одному позднему нововведению, к величайшему сожалению проникшему и в православную традицию и въевшемуся в нее очень прочно, особенно на Руси — колоколам.
 
>
 
> ЗЫ. «Била» и «клепала» древних обителей не в счет — они выполняли только простейшую сигнальную функцию (чтоб подвижник в отдаленной келье понял, что пора к службе). Клепала никто по тонам не настраивал...
 
 
Осмелюсь предположить, что и колокола изначально были вполне утилитарны — чтоб в отдаленной деревне было слышно, что пора собираться на службу. А настраивать их по тонам — вполне к месту и вписывается в общую струю. Храм, например, имеет утилитарную функцию помещения для молитвы, и в принципе может быть абсолютно простым и безыскусным, вплоть до развалин, как многие современные храмы, — но вполне естественно желание предназначенное для богослужения место украсить всяким художеством, красивой архитектурой, кладкой, резьбой, росписью, золочением. Икону тоже можно нарисовать просто, но ее часто разукрашивают орнаментами, заключают в оклад и резной кивот. Поэтому естественно было украсить и сам звук клепала с помощью тональности.
 
 
Что до органа и прочей инструментальной музыки на самом богослужении, то это мне тоже было бы не по нраву. Это как бы то же, что ребенка вместо колыбельной матери заставить слушать то же в исполнении синтезатора голоса. Неживое это какое-то, а вот живой голос несет в себе еще что-то от души человека. Музыка тоже что-то несет — от исполнителя и композитора, но искаженное механическим фильтром.
 
 
Есть, конечно, и в употреблении колоколов отрицательные моменты, злоупотребления. Лично я не могу принять практику, когда звонят в колокола перед Литургией во время чтения часов — бывает, колокол полностью заглушает чтение и таким образом лишает молящихся возможности совместной церковной молитвы. А если во время чтения Евангелия, когда успокаиваются даже непоседы, — так вообще ужасно выглядит. Но в своей нише, нише времени дороги прихожан на службу, колокол вполне кстати и стал уже родным в русской православной традиции.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]