Re (3): не-IMHO


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 05:01:01 10/01/2002
в ответ на: Re (2): не-IMHO, отправлено Kirrr, православный христианин, 18:40:03 09/01/2002
 
>>> При этом не стоит на самом деле переоценивать роль перевода службы — католики вон перевели, а храмы опустели.
 
>>
 
>> Распространенная ложь производства лефевристов и иже с ними.
 
>> (Анахорет, это обвинение не Вам, а тем, кто неустанно уже лет 30 с лишним продуцирует эту дезу).
 
>
 
> Не такая уж это и деза, хотя бы на примере Австрии, недавно статистику читал. Другой вопрос, пустеют ли храмы из-за реформ, или просто общая секуляризация общества сказывается. И кто знает, сколько бы осталось людей в храмах, если бы не было перевода.
 
 
Я не очень внимательно изучал статистику, но, вроде бы, она всё же не свидетельствует ни в пользу особого запустения в сравнении с дореформенным временем (там идут более сложные и разноплановые процессы), ни в пользу того, что там, где к спаду посещаемости храмов есть тенденция, это происходит по вине реформ.
 
Едва ли статистика по Австрии (как и по другим католическим странам) говорит о том, что из 100% католиков до реформы в реформированных приходах остались только столько-то, а остальные 100 минус столько-то ушли в традиционалистские общины (или даже их процент возрос). Нет, о традиционалистских общинах в той же Австрии вовсе не скажешь, что это какое-то массовое явление. Как и в других католических странах: число их приверженцев на порядок меньше числа «модернистов». Напротив, критики с другой стороны считают, что, если храмы и пустеют (или не намного больше наполняются), то причина кроется в недостаточности реформ (и не только литургических). В качестве аргумента они приводят цифры: сколько католиков там и сям ежегодно переходит к протестантам. А цифры внушительные. Сейчас у меня нет под рукой статистики, но просто поражает, какими семимильными шагами в последние пару десятилетий протестантизируется традиционно католическая Латинская Америка. Притом, если в Западной Европе и США католики больше переходят в «старые» протестантские деноминации (лютеранство, англиканство и т.п.; впрочем, и в противоположную сторону переходов немало...), то в Латинской Америке — в «молодые» (баптизм, адвентизм, пятидесятничество и еще более «юные»).
 
«Дезой» же я назвал расхожую информацию, что «храмы опустели». Для большинства регионов это всё же не так. Лично мне за последние 14 лет довелось приходить в десятки разных католических храмов на воскресную мессу в городах (больших и маленьких) и весях 8 стран Европы и 2 (некатолических!) стран Азии. Сколько ни напрягаю память, так и не могу вспомнить ни одного храма, который можно было бы назвать опустевшим. Но может быть, мне просто везло?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]