Добродетели и страсти на интернете


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 02:00:28 12/01/2002
в ответ на: Правбеседу и Кураевщину в "журналах" пропечатали, отправлено Обскурант, весьма обскурантское, 19:58:12 11/01/2002:

 
Практически соглашаясь с каждым словом Алексндра Иванова, могу только сказать, что статья действтиельно не совсем объективна. Мне не хотелось бы хоть чем-то обидеть автора, но если бы эту статью написал кто-нибудь из участников форума здесь, то дискуссии бы развернулись горячии. Это от части подтвердило бы мнение ее автора, особенно в отношении бесполезности интернет проповеди ("А судьи кто?"). Многочисленных и весьма аргументированных вопросов ей было бы не избежать.
 
 
Действительно каждый человек, особенно православный, имеющий доступ к компьютерной сети, наверняка ставил перед собой вопрос об участии в интернет-форумах и вообще о своем пребывании на интернете. Психологи уже не первый год занимаются вопросами интернет-аддикций, и тема эта очень и очень серьезная. В недавней дискуссии, где учавствовали три тезки, Обскурант отметил очень правильно: «Алконавт — он уже почти не человек, у него все сигнальные системы, свойственные человеку, порушены. Какие-то новые синаптические связи в мозгу возникают.» Так вот любому знакомому с основами психологии человеку известно, что аддикты (или люди пристрастные к каким-то порокам), будь то алкоголик, наркоман, обжора или сексуально озабоченный проявляют аналогичные симптомы так называемой аддикции (особой формы психологического заболевания или попросту пристрастия) к чему бы они не пристрастились. Более того, человек избавившийся от одного вида аддикции обычно переходит в другой. Т.е. протрезвевший алкоголик может стать сексуальным аддиктом, сексуальный аддикт может превратиться в игрока азартных игр и т.д. В жизни аддикта могут выстраиваться целые цепочки пристрастий сменяющих одно другое. То же самое проиходит и с интернет-аддиктами. Интернет может стать и часто становиться той первой аддикцией, через которую человек вообще предрасположенный к аддикциям начинает свое падение в страсть. Но я не хочу сгущать краски. Да и вообще я не психолог по образованию. Поэтому не мне об этом писать. Если кто-нибудь заинтересуется этой темой подробнее, то поищите литературу об аддикциях. Ее много.
 
 
Я как раз хотел сказать, что как нельзя винить вино в том, что есть алкоголики, как нельзя винить пищу в том, что есть обжоры и — противоположный пол, в том что у некоторых развивается нездоровое пристрастие к сексу, нельзя так же винить и интернет во всех бедах, которые человек по причине своей греховности на себе испытывает пристрастившись к нему. Я сам долго раздумывал над своим участием в нашем форуме и много сомневался. Я даже пытался анализировать: «пристрастился ли я к интернету или нет?» Я много думал и о целесообразности форума вообще. Свое участие в форуме я, например, мог бы легко прекратить, забыть о его существовании и использовать интернет сугубо для других, деловых или житейских нужд. По этому поводу я советовался и со священниками, от своего духовного отца (монаха, который сам компьютером вообще не пользуется), до довольно близкого мне священника, у которого есть свой крупный православный сайт. И ни один из них не сказал, что даже «на его счет такое участие однозначно негативно или вредно.» Наставления скорее заключались в вопросе «как учавствовать», чем в вопросе «участвовать ли вообще».
 
 
Так вот не с целью начать новую дискуссию, и не с целью отстоять свое мнение, я хотел бы  просто и как можно более коротко высказать свои соображения на счет того, стоит ли участвовать в подобных форумах, как учавствовать и почему. Автор обсуждаемой статьи сделала довольно обоснованный вывод о том, что интернет несет гораздо меньше полезного, чем опасного и вредного. Она буквально доказала, что кроме искушений на интернете «ловить нечего». Истино ли это заявление? Во многом да. Интернет и правда сделал искушения и соблазны гораздо более доступными для всех, кто имеет к нему постоянный доступ. Об этом мы все знаем. Но Сам Спаситель сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» (Матф. 18:7) Если выражение это подходит ко всему, что в мире, то подходит оно и для интернета. Поэтому каждому садящемуся перед монитором и берущему в руку мышку нужно помнить о том, что он ввергается в пучину соблазнов, которых в интернете действительно много они легко доступны. Хотя по сути дела их не больше тех, что присутствуют в окружающем нас мире.
 
 
Автор статьи утверждает, что особенно они, эти соблазны, вредны для православных, т.к. присутствуют для них в самых изысканных формах, т.е. в тщеславии, пустословии, фарисействе и т.д. Действительно это так. Страсти эти утонченны и часто охватывают человека по известному принципу: «Если оставил соблюдение поста, то стал ленив и к другим духовным подвигам, а если слишком хорошо соблюдал пост, то возгордился собой.» Т.е. надо признать, что часто мы просто ударяемся в крайности. Иногда на форуме по желанию совершить духовную милость мы впадаем в многословие, а потом возгордившись своими же словами, начинаем горделиво отстаивать свое мнение, вводя этим же самым в соблазн других, проявляем гнев. Поэтому такое общение действително икушает и нужно зорко следить за движением своих помыслов, чтобы не сорваться с ними в пропасть страстей.
 
 
Но у форумов есть все же и бесспорные положительные стороны. Во-первых, это возможность общения для православных. Ведь многие из нас, как справедливо упомянает и сама автор статьи, находятся в отрыве от своих единомышленников и православных братьев и сестер. Я на своей шкуре это очень хорошо знаю. Очень часто такое общение православных является просто отдушиной и утешением в горький час. Во-вторых, дела духовной милости, т.е. «неведущего наставити и сомнящемуся добре советовати», нам не только можно, но и нужно творить. По крайней мере — это долг каждого христианина. И если даже у него не всегда это получается, то при добром желании рано или поздно будет получаться. А за вредными советами и проповедями должны следить модераторы. Это уже их дело. И да не обидятся они на меня за это. В-третьих, даже на форуме христианин может практиковаться во многих добродетелях. Например в воздержании, т.е. удержании своего языка от многословия; в целомудрии, т.е. в уклонении от обсуждения страстных предметов, от произношения грязных или двусмысленных слов; в кротости, т.е. сдержании своего гнева, терпении критики и незлобии; трезвении, т.е. в тщательном наблюдении за своими помыслами и чувствами, избегании празднословия, шуток и острых слов; в смирении, т.е. видении всех остальных участников, как несомненно более превосходных, чем я сам во всех отношениях, в простодушии и живой вере, прямоте, беспристрастии, умилении, отвержении земной мудрости, оставлении словооправдания, молчании перед обижающими, отложении всех собственных умствований и приятии евангельского разума; наконец — в любви братской, чистой, ко всем равной, радостной, безпристрастной, пламенеющей одинаково к друзьям и врагам. Иными словами, многие из тех добродетелей (как написано у Святителя Игнатия Брянчанинова), которые мы обязаны проявлять и в миру, мы вполне можем применять и в виртуальном пространстве. Нам попросту нужно не забывать, что мы имеем дело с теми же живыми людьми, а на Суде нам отвечать придется и за то, что мы творим на интернете в неменьшей, а то и большей степени, чем за то, что мы творим в миру.
 
 
Многие могут и не согласиться со сказанным выше. Ведь многое из высказанных пожеланий близко к почти недосягаемому идеалу. Да и что греха таить, сам я худший пример для всех. Сам себе часто повторяю: «Исполни хоть то, что сам проповедуешь, лентяй.» Но давайте все же все посмотрим правде в глаза — интернет сегодня стал уже неоспоримой реальностью и будет утверждать себя во всех областях жизни все больше и больше. Конечно православные могут оставить интернет, как многие сегодня отказались от телевидения и радио. Но совсем убежать в горы получится далеко не у всех. И даже для тех, кто только ищет «дорогу в горы», интернет может оказать неожиданную помощь именно посредством таких вот православных интернет форумов, как наш.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]