Экуменическое движение


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 18:49:02 29/01/2002
в ответ на: А кто... и почему?, отправлено Svetlana, orthodox, 10:21:41 29/01/2002
 
Ох, Светланушка,...вам бы действительно в семинарию поступить с таким пытливым умишком. Польза была бы, и огромная. :)
 
 
На предыдущие вопросы уже, кажись, ответили. Ну будем считать.
 
 
> А почему ВСЦ соблазнителен? Ведь, кажется, Алексий !! участвовал в его создании?
 
> И какими потрясениями это чревато?
 
 
А вот с этим вопросом, поскольку он важен, все обстоит так: «Экуменистическое движение» является в принципе относительно новым термином, придуманным в 20-м веке уже. Ну не таким уж новым относительно нашей с вами жизни. Он стал использоваться, потомучто многие так называемые христианские деноминации стали выражать немалый интерес к единству всех христиан в мире. В 1902 году Константинопольский Патриарх Иоаким III (а не Алексий — ни первый, ни второй), написал окружное послание, которое потом стало очень знаменитым. Написал он его всем поместным Православным Церквям, прося их в более тесном сотрудничестве друг с другом дать единый ответ, будут ли Православные принимать участие в работе с неправославными.  В 1920 году Константинопольский Патриархат выпустил другое окружное послание, где призыв к участию в Экуменистическом движении прозвучал уже открыто.
 
Хотя само «Экуменистическое движение» берет свое начало в протестанизме 19-20-х веков, и было первоначально желанием протестантов, найти некую общую межконфессиональную основу отношений всех христиан, согласие с этой концепцией Экуменического Патриархата привело в конечном итоге к созданию Всемирного Совета Церквей в 1948 (!) году.
 
Не все Православные Церкви приняли в нем участие. Видите ли, основополагающим принципом ВСЦ было утверждение, что «ни одна современная конфессия не может притязать на название Единой Святой Соборной (Кафолической) и Апостольской Церкви.» Московская Патриархия в том же 1948 году официально осудила не только это утверждение, но и многие другие вещи практикуемые в ВСЦ (как например совместное участие в Таинствах и сослужение с неправославными).
 
Далее была декларация в Торонто (1950 г.), которая многим поступилась ради требований Православных Церквей и сделала участие Православных в ВСЦ возможным. Потом некий успех был достигнут в Лиме и в Сантьяго (1993), где ВСЦ решил работать в сторону принятия Никейского Символа Веры без Филиокве.
 
Но сегодня в ВСЦ доминирует либерализм. Можно сказать, что конец 90-х годов перечеркнул многие достигнутые ранее успехи. Западный менталитет все далее и далее отдрейфовывает от Православного. Интерес к Христианскому единству ослаб у всех. Очевидно, что с мнением Православной Церкви обычно просто не считаются.
 
Свидетельствовать об истине надо. Об этом можете прочитать в интереснейшем и самом взвешенном и продуманном богословском документе на эту тему принятым Юбилейным Архиерейским Собором в Москве в 2000 году. Мне лично кажется (это мое ИМХО), что самому ВСЦ осталось не долго жить. Конечно надо, чтобы при его сметри присутствовали и православные, как свидетели, что истина переживет даже и попытки ее искривить или безуспешно вовлечь ее в компромиссы. А участвовать в новых совместных акциях, будь то «совместные молитвы о мире» или еще какое-нибудь гумманистическое/филантропическое начинание, надо ли? Церковь может и должна Сама молится о мире молитвами святых данной Ей от Бога благодатью. Терять же благодать заигрываясь с еретиками, и тем более с неверными (язычниками, мусульманами, иудеями), наверное не стоит. Ни к чему хорошему это не приведет, ибо граничит с прелюбодеянием.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]