Re: рабы


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Ольга 20:57:33 04/04/1999
в ответ на: рабы, отправлено Victor 18:02:44 03/04/1999:

> Почему во многих молитвах Иисус Христос называется Господом, 
> а молящиеся рабами, даже ап. Павел называл себя рабом Иисуса Христа. 
 
Хочу сразу уточнить моё понимание слова "раб". Я не историк и не филолог, но насколько мне известно, слова "раб" и "работать" имеют общие корни, так что "раб" и "работник" в данном случае одно и то же. 
Мы же в силу нашего образования имеем представление о рабе как о каком-то купленном на базаре и униженном существе, так учили нас в школе, рассказывая о рабах античных времён и рабах-неграх вывозимых из Африки. 
По Евангелию же можно обратить внимание, что раб не имеет какого-то особо приниженного положения, и к нему нельзя относиться как к животному: 
 
(Исход 21:20)  
А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;  
(Исход 21:26) 
Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;  
(Колоссянам  4:1) 
Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.  
 
> Это все кажется весьма странным, ведь именно Христианство так много 
> говорит о любви — к Богу, к ближнему. А рабская покорность и страх Божий никак не совместимы с любовью 
 
Речь не идёт о страхе, но о служении Господу. Даже термин такой есть — Богослужение. :) Кроме того, Вам Фома вполне точно ответил — Бог наш Отец, а мы его дети, причём блудные. Но из-за наших грехов мы недостойные называться детьми, а посему считаем себя Его рабами. 
Есть в Новом Завете ещё такой момент: 
(к Галатам  4:1) 
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего  
Возможно я не совсем правильно эти слова понимаю, но интерпретирую так: каждое чадо, хоть и наследует состояние своих родителей, но призван им служить. Так и мы — хоть и наследуем (если конечно унаследуем)Царство Божие, призваны Богу служить, а посему ничем не отличаемся от рабов. 
Если я не права, поправьте меня, так как Богословию я не обучена. :) 
 
> изнутри, из глубины сердца. А свобода прямо противоположна рабству. 
> Что я понимаю под свободой? Свобода — это свойство человека внутренно изменять самого себя, так как он хочет, причем никто другой кроме этого человека не может его изменить, если человек того не хочет. А рабство — это навязывание чужой воли человеку, подавление его воли, отрицание свободы. 
 
Вы согласны с тем, что Господь нам ничего не навязывает? Он даёт нам полную свободу, и если мы того хотим, мы служим ему, а не хотим — не служим. Когда мы кого-то любим, мы служим ему абсолютно добровольно, и  посмотрите — чем больше верующий любит Христа, тем истовее ему служит, в основном через ближнего своего (извините за частое упортебление глагола "служить"). 
 
> Раньше я подозревал, что под словами "страх Божий" подразумевается 
> благоговение перед Богом, но как оказалось, в большинстве случаев 
> речь шла именно о животном страхе — вспомним хотя бы "Лествицу, возводящую на небо". 
 
А в каких местах "Лествицы" это так очевидно? 
 
> И под словом раб часто разумеется не соработник, а именно настоящий > раб, а Христос — господин. Это идет вразрез со словами того же  > > Христа,обращенными к народу:  
 
> 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос,  
> все же вы — братья;  
> 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец,  
> Который на небесах; (Мф.5). 
 
Думаю что Христос вряд ли сам себе противоречил. :) Кстати вспомните эпизод, где Христос умывает ноги своим ученикам, а когда Пётр пытается возразить, Он отвечает, что раб не больше господина своего 
и посланник не больше пославшего его. 
А также: 
(от Иоанна 15:15) 
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.  
(от Марка 10:44): 
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.  
 
> И еще много раз Иисус говорит слова "Отец ваш".  
> Напрашивается вопрос: как же ты можешь быть рабом у Христа, если ты в то же время — сын Отца и Христос — тоже Его сын? Что же, брат в рабстве у брата? И о какой тут любви может идти речь? 
 
Не знаю что на этот вопрос ответят более искушённые в этих вопросах читатели, но поскольку для нас, христиан, Господь един в трёх лицах, то нашим Отцом является и Бог-Отец, и Бог-Сын.  
А что касается брата и раба, то ещё раз вспомните притчу о блудном сыне. И ведь красной нитью этой притчи является именно любовь, любовь сына к отцу и отца к сыну. 
 
 
 
Ольга


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]