Re (7): Внутренняя молитва.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Стефан 12:32:11 10/04/1999
в ответ на: Re (6): Хорош ли тот справочник ?, отправлено Евгений 17:21:29 09/04/1999

>> Мне кажется, что смотреть на свой пупок во время молитвы — это просто один из способов удерживать ум на словах молитвы. Некоторые закрывают глаза, чтобы сосредоточиться. Но когда монах спит по 2-3 часа ( а на Афоне, по-моему, больше не спят ), то при рассеивании мыслей с молитвы на что-то земное можно уснуть. Афонские старцы советуют при "умном делании" смотреть в одну точку. Будешь смотреть на стену, пол или пупок не имеет никакой разницы. В конце концов, способов достижения правильной ( сосредоточенной ) молитвы много, и способ исихастов — один из ний. 
>  
> Ну, если мы уж заговорили на эту тему:-)..  
> Важно, в основном, где находится внутреннее внимание на молитве (или на безмолвии), а не на чем сосредоточен взгляд. Другое дело, если молитва окрадывается, и внимание нечувствительно для ума все же следует за зрением. Тогда уж лучше, если зрение направлено на что-нибудь внешнее, чем, скажем, на нижние отделы сердца, или, упаси Боже, еще ниже, в область живота. Последствия такого неправильного способа моления подвижник почуствует на себе в течение непродолжительного времени.  
> Лучший способ заключать ум в слова молитвы — это не молиться вообще:-). Причина уклонения ума от слов молитвы заключена в той поврежденности человеческого естества, когда ум, будучи отделен от сердца, не властвует над ним, а помыслы, будучи соединены с сердцем, властвуют и над умом. Соединить ум с сердцем, воссоздать первоначально единую человеческую природу дело одного Бога. Как создал, так и воссоздает, единым непостижимым актом соединяет разъединенное. Душа видит вдруг себя изменившейся, ум останавливается в недоумении перед непостижимостью, но и перед очевидностью совершившегося изменения. От подвижника требуется (как и от всех, как и всегда) только направленность его воли в борьбе с помыслами. В исихазме это приобретает крайнюю форму, соответствуют этому и крайние дары, им получаемые. Состоит она в отсечении всех приходящих на сердце помыслов, образов, чувств, в отсечении от всего, в безмолвии сердца и ума по мере возможности (а потом и по мере благодати), в упразднении даже от самой молитвы, которая используется для отражения особо сильных нападений. 
>   
> Все это достаточно общие места из Св. Отцов. И нам, находящимся бесконечно далеко от такого делания, иной раз все же хочется заглянуть туда, где в безмолвии совершается таинство будущего века:-). 
 
Простите, Евгений, но Вы сказали, что исихасты во время молитвы отсекали все чувства. Я так не думаю. Одной из целей молитвы является покаяние. То есть человек, молясь, осознает свою греховность, у него появляется чувство раскаяния в том, что он творил неправедного, чем оскорблял Бога. Когда во время молитвы появляется подобное чувство, его не отсекают, а наоборот, следуют за ним. Если читаешь свое правило , и чувство покаяния заставляет слезы течь из глаз, то надо остановить чтение правила и говорить то, что приходит на сердце. И продолжать так до тех пор, пока слезы не остановятся. Эти моменты самые благодатные. 
Еще Вы сказали, что молитва упраздняется со временем. Но в чем заключается внутренняя молитва? Она состоит в непрестанном призывании имени Господа нашего Иисуса Христа. И если молитва "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя, грешного" сокращается, сначала до "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя", а потом и до "Иисусе Христе", то разве это не молитва. Когда молитва читается устами и умом сотни, тысячи раз, причем каждое слово молитвы подвижник чувствует сердцем, то в последствии одно имя Господа заставляет слезы течь в чувстве покаяния. То есть в обычном смысле молитва упраздняется, но подобное состояние есть молитва более сильная, чем "обычная". Если имя Господа постоянно находится в уме и сердце, то молитва становится непрестанной. А такое состояние человека называется хождением пред Богом. Оно было у пророков, старцев, у Еноха, о котором явно говорит книга Бытия. О такой молитве говорит апостол Павел : "непрестанно молитесь". 
Да, я согласен, что для нас, мирян, это практически не достижимо. Но упражнение в такой молитве — дело благое и чрезвычайно полезное.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]