Фома Кемпийский и его "Подражание"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 18:10:52 20/04/1999
в ответ на: "Отвергнись себя": ответ Евгению и Андрею, отправлено Феофил 11:00:00 19/04/1999

> Читали ли вы сами "Подражание Христу" Фомы Кемпийского? Укажите, пожалуйста, в чем состоит его лжеучение?  
 
Христос Воскресе! 
 
Уважаемый Феофил! 
 
Думаю, Вы согласитесь, что не обязательно все пробовать, чтобы иметь о том свое суждение. Не буду приводить избитый пример с наркотиками, приведу выписки из трудов свт. Игнатия Брянчанинова. Смотрите сами. 
 
С уважением, 
Александр Иванов. 
 
Из писем Святителя: 
 
"…это бедственное гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фомы Кемпийскаго, западнаго монаха, находившагося в бесовской прелести, книжки: "Подражание". Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующаго тщеславия, ослепляющаго ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точнаго повиновения святой Церкви, — умнее ея, оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо — грех, не терпит благоухания для них смертоноснаго, убийственнаго благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод — смирение". 186 (280, 11) 
 
Из 1-го тома: 
 
"Не обольщайся самомнением и учением …что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это — учение лжи и ея наперстников (О Фоме Кемпийском, его "Подражание Иисусу Христу"  кн. I, гл.3, кн. 3, гл.2)". (1, 119) 
 
О Фоме Кемпийском: "…вопиет в иступлении самообольщенный…: "Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков; говори Ты, Господи Боже… ("Подражание", кн. 3, гл.2) ". (1, 121-122) 
 
"Мечтательность сильно действует в обольщенных "мнением"…она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество с Иисусом (Подражание Фомы Кемпийского, книга 1, гл.*0, внутреннюю беседу с Ним (там же, книга 3, гл.1), таинственные отукровения (там же, книга 3, гл.3), гласы, наслаждения, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность". (1, 250-251) 
 
"В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравою лжи, услажденною утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сла-дострастия. Книга ведет читателей своих прямо к общении  с Богом, без предочищения покаянием... Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувствен-ностью. Высокоумие, тщеславие и сладострастие выставляются книгою за действие благодати Божией". (1, 255) 
 
"Мнение смирения — ужаснейший вид гордости... Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить  это, громко проповедовать (Подражание, кн. 3, гл.2)". (1, 538) 
 
Из 5-го тома: 
 
"В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышет утонченным сладострастием и высокоумием…". (5, 69)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]