Re (3): О веротерпимости и вероНЕтерпимости


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Владимир Честнов 03:47:11 26/04/1999
в ответ на: Re (2): О веротерпимости и вероНЕтерпимости, отправлено Ксюша 22:27:24 25/04/1999

Христос Воскресе! 
 
Приятно ответить женщине. 
> вероТЕРПИМОСТЬ православия, о чем можно судить хотя бы по фактам русской истории: в России никогда не было столь ятостных гонений на иноверцев со стороны правоствлавной церкви, как в других странах мира со стороны дбругих конфессий 
 
Боюсь, у Вас слишком идеализированный взгляд на историю русского и вселенского православия, Ксюша. И у нас ломали бока, вырывали челюсти и языки, отрубали руки и посылали на костер. В Византии это бывало не реже, чем на Западе. Например, только в одно гонение на павликиан последних было вырезано десятки тысяч, что по современным масштабам соответствует миллионам. И на Руси широко известно многовековое гонение на старообрядцев, которых недавно "простили". Простят ли когда-нибудь они нам дыбы, гари, ссылки в Сибирь и вообще по всему свету, многомиллонное русское население, наиболее религиозно чуткое. Что только с ними власть не вытворяла, а они — ни разу не подняли оружия в ответ. Причем за эти века власть не раз хотела ослабить и прекратить гонения на свою наиболее здоровую часть народа, оплот трона, но православные иерархи всегда этому противились, нашептывая на ухо власти: "Гонения продолжать." 
 
И в Москве жгли на кострах за религиозные убеждения, с попустительства патриарха Иоакима, например. Другое дело, что наша иерархия, в отличие от западной, прямо к власти обычно не стремится, предпочитая действовать из-за занавеса, через "духовное окормление" царей и т. п., поэтому их труднее обвинить, но суть — та же. 
 
Да что там далеко за примерами ходить — я сам на этом форуме провел лабораторную работу по выяснению текущей степени веротерпимости — провел дискуссию по острым вопросам, и что же? По сути дела так никто и не ответил, зато удостоился беспомощного обвинения в т. н. "еретическом тоне", прямых оскорблений и угроз в мой адрес, причем даже со стороны администратора форума. Поэтому говорю на основании собственного опыта. 
 
>Простите, Владимир, а почему Вы так "любите" участников форума?  
 
Наверное, это надо понимать как "почему не люблю"? Тогда вопрос некорректен, потому что я всех люблю :-), но всех по разному. Наилучшее любовное действие к заблуждающемуся — обличить его, как и Евангелие учит. Но на участниках этого форума я действительно поставил крест как на возможных интеллигентных оппонентах — как они сами себя на деле зарекомендовали. 
 
>На мой взгляд обвинение современного православного богословия в нетерпимости неправомерно. 
 
На мой взгляд, причислять местных агрессивных тупо-православных невежд к современному православному богословию по меньшей мере просто смешно. 
 
>Я тоже буду рад, если Вы ошибетесь. Ведь нетерпимость — это нарушение одной из двух главных заповедей: "люби ближнего, как самого себя".  
 
>Замечу лишь, что нетерпимость к нетерпимым тоже признак инимикоцентризма и т.д. по кругу или по спирали вниз. 
 
Совершенно верно, хотя я бы не стал употреблять сомнительные неологизмы о. Георгия (чье пристрастие к ним широко известно). 
 
>клеить ярлыки типа: филокатолик или фобокатолик, обновленец или типиконщик, фундаменталист или экументист, и т.п., то остается только сожалеть об этом 
 
Вы знаете, Феофил, необходимо различать две вещи: наклейку ярлыков с целью отгородиться от неприятных доводов и на этом успокоиться, и — классификации.  
 
То есть, вся вселенная, ея же сотвори Господь, иерархична и взаимосвязанна. Так же и в богословии, любое новое мнение необходимо сравнить с уже имеющимися, то есть классифицировать, выяснить, чем именно оно отличается от уже имеющихся и хороши или плохи эти новшества. Уточняет ли оно что-то, проливает ли новый свет на уже имеющееся, или открывает какую-то совершенно новую проблему (это уже крайне вряд ли). В любом случае, с этого начинается работа любого ученого-аналитика, в том числе и богослова. В этом смысле, подборка и уточнение ярлыков, или, точнее, терминов — дело благословенное, вроде сражения за "йоту малую" в словах омоусиос или омиусос, в коей и состояло в свое время все православие. 
 
>"Христос посреди нас!" Сразу хочется ответить "И есть, и будет!".  
 
Знаете, Феофил, я не спешил бы радоваться только от того, что кто-то начинает или кончает свои письма с благочестивых выражений. Известно, что некоторые вставляют их чисто механически, например, с помощью "signature file".  
 
К тому же я стал сомневаться, что Христос действительно посреди, скажем, меня, и группы озлобленных ультраправославных. По крайней мере, ничего из Его лика не могу узнать в потоках плохо замаскированной ненависти и угроз, льющихся оттуда. По плодам познаю, иначе говоря. 
 
Что ж, еще раз повторяю, рад буду ошибиться и увидеть полноценное обсуждение хоть чего-то, хоть статьи Чистякова. Пока — не видно. 
 
Ваш в Воскресшем Спасителе, 
В. Честнов 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]