Re (8):  Спасители Церкви и свидетели красоты — часть III


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 23:34:03 25/05/1999
в ответ на: Re (7):  Спасители Церкви и свидетели красоты — часть II, отправлено полковник Рюмин 22:40:57 25/05/1999

Вторым важнейшим направлением деятельности ОВЦС наряду с экуменизмом стала активная подготовка новой унии с католиками. Немецкий историк Герд Штриккер прямо пишет, что РПЦ "изменила свое отношение к Римско-католической церкви" именно "благодаря стараниям митрополита Никодима".  
И действительно, для такого вывода есть все основания. Уже в августе 1962 года в Париже состоялась конфиденциальная встреча Владыки Никодима с представителем Ватикана И.Виллебрансом, на которой митрополит заявил, что "Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Церкви на II Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот собор не станет антисоветским форумом".  
Договоренность об этом, судя по всему, была достигнута, ибо уже 27 сентября Виллебрандс официально посетил Москву, а 10 октября по предложению Владыки Никодима Священный Синод постановил послать в Рим делегацию РПЦ. Появилось на свет следующее «Постановление Священного Синода о принятии приглашения римского  Секретариата по содействию христианскому единству (10.10.1962) 
 
     Священный Синод в заседании 10 октября 1962 года, в том же составе,  под председательством Святейшего  Патриарха  Алексия,  рассмотрев приглашение  о  направлении наблюдателей от Московского Патриархата на Второй Ватиканский Собор Римско-Католической Церкви и сообщение  председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима о подготовке Римско-Католической Церковью Второго Ватиканского Собора,  о беседах архиепископа Никодима с секретарем Секретариата по содействию христианскому  единству монсеньером Иоанном Виллебрандсом, посетившим Москву в период между 27 сентября — 2 октября сего года, и об информации монсеньера Иоанна Виллебранса относительно Собора, предоставленной им Отделу, постановил: 
     1. Принять  приглашение  о  направлении  наблюдателей Московского Патриархата на II Ватиканский Собор Римско-Католической Церкви. 
     2. Наблюдателями  Московского  Патриархата  на Втором Ватиканском Соборе назначить исполняющего обязанности представителя  Русской  Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей профессора Ленинградской духовной академии протоиерея Виталия Борового и заместителя начальника Русской  Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Владимира (Котлярова). — ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА! 
После постановления не прошло и двух дней, как представители Московской Патриархии неожиданно прибыли в Ватикан на открывшуюся первую сессию католического собора.  
На этом, впрочем, дело не кончилось. 13 декабря 1962 года в Кремле состоялись переговоры самого Хрущева с посланцем папы Римского Н.Казенсом, а в начале 1963 года в Риме папа Иоанн XXIII дал ответную аудиенцию зятю Хрущева А.И.Аджубею. Старания Владыки Никодима и его единомышленников были явно направлены на то, чтобы обещаниями политических выгод от сближения Кремля и Ватикана понудить Советское государство содействовать процессу создания церковной православно-католической унии. После смерти Римского понтифика они стали отчаянно подавать знаки своей готовности продолжить усилия в этой области. 
 
Некролог Папе  Иоанну  XXIII  в ЖМП (17.6.1963) 
 
    Русская Православная  Церковь  в своих экуменических перспективах не имеет в виду склониться к какой-либо уступке в  части  драгоценного для  нее догматического и нравоучительного достояния,  воспринятого от древней,  неразделенной Церкви.  Положительные высказывания со стороны православных верующих в адрес Римско-Католической Церкви и ее почившего Предстоятеля вызваны тем обстоятельством, что Папа Иоанн XXIII вступил на правильный путь реалистического и подлинно  христианского  отношения  к миру и ПРОГРЕССУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,  что совпадает с неизменной линией Русской Православной Церкви в  деле  утверждения  на  земле мира,  справедливости и прогресса. (выделено мной — п.Р. Один батюшка говорил, что существуют молитвы на все случаи жизни. "А против прогресса молитва есть?" — спросили его. К сожалению, нет.)  В этом именно смысле открылся путь экуменического сближения между Русской Православной Церковью и Римской Церковью,  состоящий в общем для них исполнении заповеди любви Христовой.  Этот путь может привести и к догматическому диалогу,  а следовательно, и к тому "вожделенному единству", о котором неоднократно говорил с надеждой Патриарх Московский и всея Руси  Алексий.  Поэтому Русская Православная Церковь сохранит благодарную память о почившем Предстоятеле Римско-Католической Церкви Папе Иоанне  XXIII, своими  мудрыми и человечными делами создававшем атмосферу для взаимопонимания между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. 
    Ныне, воздавая должное светлой памяти Папы Иоанна XXIII. христиане Русской Православной Церкви с упованием на Бога ожидают,  что великое дело христианской любви,  которое почивший Предстоятель Римско-Католической Церкви так ревностно совершал в этом мире, будет продолжено его достойным преемником. 
 
Н. Заболоцкий,  преподаватель Ленинградской духовной академии. 
                          17 июня 1963 года. ЖМП.  1963. № 7. С. 75-79 
 
(Переведясь на Ленинградскую кафедру, митр. Никодим превратил ЛДА в «лабораторию экуменической мысли». Его власть в Русской Церкви к тому времени стала настолько велика, а положение — настолько прочным, что он даже не давал себе труда скрывать задуманное.  
"Я искренне рад, — сказал он, принимая участников очередной сессии Исполкома ВСЦ в Ленинграде, — что могу сегодня горячо приветствовать вас как епископ того города, где находится крупнейшая лаборатория экуменической мысли — наша Духовная Академия. Здесь систематически и неустанно трудятся над проблемами христианского сближения и единства..." (ЖМП, 1964 г., № 4, с.16). Обратите внимание, что никто из архиереев под ТАКИМ текстом некролога подписаться не счел для себя возможным.) 
Достижению унии с католиками была посвящена едва ли не большая часть трудов председателя ОВЦС. На всех уровнях, при любом удобном поводе он не уставал твердить о необходимости углубления "конструктивного диалога" РПЦ с католицизмом. Понимая, что напрямую говорить об унии небезопасно, митрополит Никодим пытался постепенно создать целый ряд постоянно действующих межцерковных органов: комиссий, собеседований, конференций, которые могли бы с разных сторон содействовать приближению к заветной цели.  
Сам он выступал то с докладом о сближении позиций РПЦ и Римско- католической церкви в социальной сфере (ЖМП, 1966 г., № 89, c. 70-75), то с приветственным словом к участникам богословских собеседований между православными и католиками (ЖМП, 1973 г., № 8, c.56-58), то со статьей об укреплении православно-католических контактов в свете деяний II Ватиканского собора (ЖМП 1975 г., № 10, с. 56-60).  
Но апогеем его деятельности в этом направлении стало беспрецедентное решение Священного Синода РПЦ от 16.12.1969 года, "позволившее" православным причащаться в католических храмах и признававшее, таким образом, действительность и благодатность Святых Таинств у еретиков. Вопиющая антиканоничность такого решения была столь очевидна, что оно сразу же вызвало волну критики даже со стороны дружественных Московской Патриархии поместных православных церквей. Тем не менее влияние Никодима (а после его кончины — других "либералов" в церковном руководстве) было столь велико, что это скандальное "разрешение" было отменено лишь в 1986 году...  
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]