О любви к ближнему


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 01:13:57 30/05/1999:

Две основные заповеди Христа о любви человек должен постигнуть и осуществлять ИХ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. 
 
Из этих двух заповедей ПЕРВАЯ направляет «все сердце», и «всю душу», и «все разумение», и «всю крепость» человека и его любви — к Богу; вторая учит любить «ближнего как самого себя» (Мтф. 22, 37-40; Мрк. 12, 29-31; Лк. 10, 26-28). Абсолютно цельной и полной может быть только любовь к Богу — к абсолютно цельному и полному совершенству. Подобное отношение к человеку как таковому, взятому в отрыве от Бога, невозможно. И между двумя основными заповедями (о любви к Богу и любви к ближнему) возможны видимые столкновения, в которых служение делу Божиему может требовать безжалостной суровости к человеку, а жалость к человеку бывает равносильна предательству по отношению к Божиему делу. Нет и не может быть условий, при которых следовало бы предать дело Божие, но из любви к Богу можно и должно сдержать любовь к человеку. Христос учил не такой любви, которая понимается по-толстовски, когда любить человека — значит жалеть его, не причинять огорчений и уговаривать его самого, чтобы он тоже всех любил, а в остальном не мешать ему. 
 
Любовь к Богу открывает человеку новое измерение вещей и людей. Духовная любовь знает, что люди не равны и что они «разнствуют» друг от друга как «звезда от звезды» (I Кор. 5-12; 15. 39-41). Она знает также, что каждый человек должен еще заслужить и оправдать свое право на жизнь, что есть люди, которым лучше не родиться, и есть такие, которым лучше быть убитым, чем творить зло (Мтф. 18.6; Мрк.9.42; Лк.18.1-2). 
 
Напрасно ссылаться в виде возражения на Христовы заповеди о любви к врагам и о прощении обид. Такая ссылка свидетельствует лишь о прельщенности ссылающегося. 
 
Призывая любить врагов, Христос имел в виду ЛИЧНЫХ врагов самого человека («ваших», «вас»; ср. Мтф.5.43-47; Лк. 6.27-28). Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, содействовать кощунникам-совратителям, любовно сочувствовать растлителям душ, умиляться на них и всячески заботиться, чтобы кто-нибудь их не потревожил. Нет, для таких людей, и даже для несравнимо менее виновных, Он имел и огненное слово обличения (Мтф.9.21-24; 23; Мрк.12.38-40; Лк.9.39-52; 13.32-35; 20.46-47 и др.), и угрозу суровым возмездием (Мтф.10.15; 12.6; 18.9.34-35; 21.41; 22.7.13; 24.51;25.12.30; Мрк. 8.38; Лк.19.27; 21.20-26; Ин.3.36), и изгоняющий бич (Мтф.21.12; Мрк.9.15; Лк.19.45; Ин.2.13-16), и грядущие вечные муки (Мтф.25.4146;Ин.5.29). 
Это относится всецело и к заповедям о прощении обид. Согласно этим заповедям человек имеет призвание прощать наносимые ему ЛИЧНЫЕ обиды («сколько раз прощать брату моему, согрешающему против МЕНЯ?» Мтф.18.21; «если семь раз в день согрешит против ТЕБЯ...» Лк.17. 3-4; «должен был ЕМУ сто денариев...» Мтф. 18.28; «кто ударит ТЕБЯ в правую щеку ТВОЮ» Мтф. 5.39; Лк. 6.28). При этом доброта и терпеливость прощающего должны быть поистине безграничны (Мтф. 18.22). Однако даже при личной обиде Евангелие устанавливает те приделы, при которых «согрешивший ПРОТИВ ТЕБЯ брат твой» может стать для тебе «яко язычник и мытарь» (Мтф. 18.15-17). Евангелие указывает на суд Церкви как на высшую инстанцию. Христос указал также такие злодейства («соблазнение малых сих»), которые, по Его суждению, делают смертную казнь лучшим исходом для негодяев (Мтф. 18.6; Мрк. 9.42; Лк. 17. 1-2). 
 
Обиженный может и должен простить СВОЮ обиду. Вряд ли нужно доказывать, что человек не имеет ни возможности, ни права прощать обиду, нанесенную другому, или преступление, попирающее Божеские и человеческие законы, если только он не священник, властный отпускать грехи кающимся, и не верховный орган государства, властный даровать амнистию. В самом деле, кто дал мне право «прощать» от себя мерзавцев, которые творят поругание святынь, соблазнение беззащитных, уничтожают Родину? И каков смысл такого моего «прощения»? Означает ли, что я их не осуждаю и не обвиняю? А кто поставил меня таким милостивым судией? Или — что я примиряюсь с мерзавцами и обязаюсь не мешать им? Или такое «прощение» означает, что я воздерживаюсь от всякого суждения, «умываю руки» и предоставляю всему идти своим ходом? 
Или Христос призывает к ТАКОЙ кротости, которые равносильны лицемерию, безволию, безразличию, попущению мерзостям и соучастию в них? Учение Апостолов и Святых Отцов Церкви выдвинуло, конечно, совершенно иное понимание (Римл. 13.4). Св. Феодосий Печерский учил: «...живите мирно не только с друзьями но и с врагами; однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими» (Н.Костомаров. Русская история, т.I, гл.3). И исчерпывающе пояснил, кто суть враги Божии. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]