АРМИЯ — ЦЕРКОВЬ — ГОСУДАРСТВО


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 00:41:30 31/05/1999:

 
     Армия и церковь — проблема многогранная, но, к сожалению, рассматривае-мая нередко только в связи с духовным окормлением солдат и офицеров. Проблема, мне кажется, выходит за пределы личного вероисповедования и определяется статусом церкви в обществе,  ее взаимоотношениями с государством и отношением госу-дарства с армией, военнослужащими и Церковью. Тем самым, на первое место должно поставить государство, понять его цели и потребности,  чтобы затем увидеть роль и место Церкви в армии. Так с каким же государством мы имеем дело? 
     В экономике  государство провозгласило курс на интеграцию в мировую сис-тему хозяйствования,  для чего занялось всеобщей приватизацией, т. е. перераспреде-лением собственности, когда она становится достоянием ничтожного меньшинства населения, которое в свою очередь, в обозримом  будущем станет всего лишь представителем или посредником транснациональных корпораций, МВФ и далее — ставлен-никами мирового правительства.  Вопрос,  следовательно, не вообще в перераспределении собственности,  а о поэтапной ее передаче в руки хозяев, находящихся вне государства, но этим государством управляющих. 
     В социальном плане государство осуществило  грандиозную  операцию пер-воначального  накопления капитала путем изъятия собственности у абсолютного большинства граждан для передачи ее новому классу капиталистов из финансовой и посреднической сферы,  где капитал быстро оборачивается. Одновременно он раскрывает свое вненациональное и надгосударственное  содержание.  Этим  изъятием госу-дарство подтвердило,  что оно создается для класса собственников (способ изъятия криминальный),  видит в нем свою опору, готово защищать его интересы. 
     В политике  государство  провозгласило  приоритет  международного права и выполняет все резолюции ООН — организации,  которая стала инструментом проведения в жизнь целей США.  Этим  объясняется  отсутствие России собственной внешне-политической доктрины. По этой же причине государство принципиально отказалось от защиты русских,  оказавшихся  за пределами собственной страны, а русская нация искусственно расчленена. 
Иными словами,  политическая функция совершает эволюцию  от  вненацио-нального  к  антинациональному содержанию.  Потому само государство в политическом плане тоже можно рассматривать как переходное от  псевдонезависимой  структуры к структуре зависимой,  колониально-административной. 
     В области идеологии государство приняло никем не объясненные "общечеловеческие ценности",  главное содержание которых, впрочем, достаточно известно.  Это буржуазная апелляция к самоценной личности, отказ от традициона-лизма, превращение западно-американских стереотипов в образец для подражания и,  наконец,  "преодоление" национального  -  для космополитической стандартизации человека,  культуры, идеалов, потребностей,  интересов. 
     В сфере духовности государство определило себя как светское, причем  до такой степени плюралистическое,  что санкционируют любые формы вероисповедования,  католическую и протестантскую экспансию на канонической  территории Праволавия,  официально стирает из законодательных инициатив понятие "традиционные религии народов  России",  подтверждая этом свою установку на внедрение в духовную жизнь России т. н. политеистического атеизма, который стал обычным в Западной Европе и США. 
     Теперь становится понятной цель военного строительства, ведущегося государством.  Сокращение наступательных видов оружия, общее сокращение  армии и введение контрактной системы как переходного варианта к созданию наемной армии вполне отвечают движению нынешнего  государства к колониально-административной системе.  Вне- и антинациональное государство не нуждается в народной армии,  солатский состав которой формируется  из рекрутов или призывников,  что было традиционным для Российской империи и СССР.  Именно наемник может выполнить функцию защиты "переходного"  государства  от внутренних волнений,  именно наемник за деньги защитит собственников от ограбленных в обманутых низов.  Именно мобильные формирования наемников способны подавить очаги сопротивления внутри страны для успешного ее вхождения в "мировое сообщество". 
     Понятно, что любая схема проверяется жизнью и абстракция не всегда точно реализуется.  Поэтому неизбежности  превращения  сегодняшнего государства в колониально-административную систему пока нет,  и создание армии наемников — еще не факт.  Тем не менее, всегда важно понять, что из себя представляет объект исследования. Это нужно для описания и возможного на него воздействия.  Пока же из описан-ной модели государства сделаем извлечения,  касающиеся отношений Церкви и армии этого государства. 
     Свободное и  естественное  взаимодействие Церкви и армии возможно лишь при наличии гармонии Церкви и государства.  Для этого необходимо, чтобы государство принимало Православие как собственную идеологию, народ рос в лоне православ-ной духовности и традиции, а Церковь видела бы в  государстве светскую систему оформления национального тела и защиты его от внешних и внутренних поработите-лей и растлителей. 
     Но возможна ли такая гармония с этим государством? 
     Ответ слишком очевидный: с государством этого типа и с этими тенденция-ми гармония Церкви не только невозможна, но кощунственна, противоестественна в богопротивна. Более того, это государство сделает все, чтобы сама Церковь превратилась одну из сект,  дабы торжествовал "плюрализм" — эта личина бесовства и бесовской пустоты. 
     Взаимодействие Церкви  и  армии  наемников  тоже  носит отпечаток глум-ления над христолюбивым воинством и церковной организацией православного нароа.  Наемная армия, как инструмент бесовского государства, и Церковь,  благослов-ляющая это орудие, — разве не надругательство это над  Единой,  Святой,  Соборной и Апостольской Церковью,  разве это не благословение узаконенных разбойников?  И не случится ли так, что как и тогда,  на Голгофе, не взревет многоустно наемнический левиафан хулу на Православие, сам издыхая и корчась от сребреников и ненависти? 
     Мои вопросы вели к единственному для меня ответу: гармония Церкви с этим государством невозможна, взаимодействие Церкви с армией наемников оскорбительно для преданий Русской Православной Церкви. 
     Желаема ли эта перспектива нами,  мирянами, клиром, всей полнотой Русской Православной Церкви? Вот принципиальный вопрос, ответ на который может дать, как мне представляется, только Поместный Собор Русской Православной  Церкви. 
     Теперь самое время вспомнить о ранее сделанном примечании по  поводу несовпадения абстрактной конструкции и реальной жизни.  Рассуждение о государстве и возможной его эволюции  в  колониально-административную  политическую  систему необходимо ввести в более сложную и куда более исторически подтвержденную систему,  какой является Россия. Наша страна с православной судьбой,  имеющая свои политические и геополитические константы,  с которыми вынужден считаться каждый,  что блестяще было  доказано  эволюцией советской власти от оголтелого интернационализма и национального нигилизма к национальной государственности, преодолевшей официальный атеизм.  Можно предположить, что подобная эволюция уготована в России и нынешней политической системе.  Тогда  вместо противостояния  можно  будет  ожидать  постепенное  сопряжение усилий, средств и целей государства и Церкви,  Православия и армии. Именно потому,  что Святая Русь жива,  православные организации могут и обязаны войти в непосредственное общение с армейскими структурами и военнослужащими. Впрочем, специфическое взаимодействие между церковными организациями и армией уже существует,  хотя нет  официальных  документов  с подписями и печатями.  Это тоже свидетельство того, что "конструкторы" описанного здесь государства не все просчитали и во  многом  просчитались. 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]