Re: История православного экуменизма. Если бы только история..


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 16:51:18 22/06/1999
в ответ на: История православного экуменизма, отправлено Андрей А.Платонов 06:48:21 22/06/1999:

/Хорошо знать негативные аспекты, но сначала нужно понять правду экуменизма.  
 
Правда экуменизма состоит в его движении от отдельных канонических нарушений к ереси. Все Православные Поместные Церкви находятся в этом движении — на разных этапах, и если мы его, хотя бы у себя, не остановим, то скоро окажемся в молитвенном (и Евхаристическом) общении не со Святыми Отцами Святых Вселенских и Поместных Соборов, а с представителями около трех сотен ересей, составляющими ныне Всемирный Совет Церквей. 
 
/Господь заповедовал Своим ученикам и последователям, верующим в Него, быть в единстве и молился в Своей Первосвященнической молитве Отцу Небесному, «чтобы они были едино» (Ин. 17, 11); «да будут в Нас едино, да уверует мир» (Ин. 17, 21); «да будут совершены воедино, и да познает мир» (Ин. 17, 23).  
/Это троекратное повторение («да будут едино, чтобы уверовал мир») напоминает всем, что единство христиан является основным условием выполнения Церковью главного своего призвания на земле: благовествовать Слово Божие, свидетельствовать о Христе и вести людей ко Христу и спасению в Царствии Божием.  
 
А теперь приведем полностью цитаты, которые сократил о. Виталий Боровой, чтобы нам увидеть, о каком единстве идет речь. 
"Отче Святой! сохрани их в Твое имя, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Ин. 17, 11). 
"..да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17, 21). 
"Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" » (Ин. 17, 23). 
"Едино, как и Мы", "едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе". Речь идет о единстве Св. Троицы, о включении "тех, которых Ты дал Мне" во внутритроичное единство: "да будут в Нас едино", а значит о единстве не только в любви (потому что любить мы обязаны всех), но и в единомыслии (потому что едина воля и едина мысль Св. Троицы, не отделимая от этой воли). "Возлюбим друг друга.." Для чего? "Да единомыслием исповемы Отца и Сына и Св. Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". Не просто исповемы "Отца и Сына и Св. Духа", а "единомыслием исповемы". Границы Церкви включают в себя тех, кто любовию и единомыслием исповедуют Св. Троицу. Они находятся, таким образом, (потенциально или в действительности) во внутритроичном единстве. Для чего? "Да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня". Это единство своею любовию свидетельствует о себе всему остальному миру, который может уверовать во Христа, может не уверовать, но присоединится к этому (Евхаристическому) единству только единомыслием. 
 
/Значит, единство — это прямая заповедь Господа всем христианам, всем верующим в Него.  
 
Да, единство в любви и единомыслии — это прямая заповедь Господа всем христианам. И выполнить ее они могут только присоединившись к уже имеющемуся в Церкви Христовой единству в любви и единомыслии. Это единство Православная Церковь сохранила с Апостольских времен. 
/Сознавая себя в непрерывной связи с верой, жизнью и Преданием Древней Церкви, наша Церковь считает своим прямым и священным долгом свидетельствовать о неповрежденном Апостольском и Святоотеческом Предании разделенным христианам, чтобы помочь восстановлению их единства в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.  
 
/В этом — основной смысл наших межхристианских контактов, сношений, а также нашего участия в экуменическом движении и во Всемирном Совете Церквей.  
 
Если бы это было так (и там, где это так), это еще поправимо. Но к сожалению, во многих случаях речь идет не о свидетельстве "о неповрежденном Апостольском и Святоотеческом Предании", "чтобы помочь восстановлению единства", а о восстановлении ложного единства путем повреждения Апостольского и Святоотеческого Предания. 
 
/Официально и канонически они (католики и протестанты. — Е.)заблуждающиеся в вере наши братья во Христе, братья по единству в крещении и по их сопричастности Телу Христову (т. е. Церкви как Телу Христову) вследствие крещения, действительность которого у них как Таинства мы признаем.  
 
Пусть даже мы и признаем действительность их крещения как Таинства, но сопричастность их Телу Христову и Церкви как Телу Христову может быть только Евхаристической. Пусть они и веруют во Христа (что само по себе похвально), но они не находятся в одной с нами Церкви, не находясь с нами в Евхаристическом общении. И принять их в это общение с нами мы можем, только если они единомысленно с нами исповедуют сохранившееся в нашей Церкви неповрежденным Апостольское и Святоотеческое Предание, а не путем повреждения этого Предания для достижения мнимого единства. 
 
/Святитель Филарет учит: «Христианин — это член Тела Церкви Христовой, т. е. тот, кто получил таинство крещения, признаваемое Ею действительным, хотя бы оно и было совершено в отделившемся от Нее, но не еретическом обществе. Как член естественного тела никогда не перестает быть членом — разве только через окончательное отсечение и совершенную смерть, так человек, облекшийся в крещении во Христа, никогда не перестает быть членом Тела Христова — разве только через безвозвратное отпадение от Церкви Христовой и вечную смерть» (Разговоры СПб , 1815 С 23 -24)  
 
Святитель Филарет здесь един в целом сонме других святых, утверждающих единство Церкви как Евхаристическое  единство. Крещение дает человеку только возможность вступить в это единство, которую он может принять, а может и отвергнуть. Благодать Божия всех (и прежде всего крещеных) призывает к этому единству, но вступить в него можно только единомыслием с теми, кто в нем находится. 
 
/Церковь не Православная, но и не ложная, принадлежит, очевидно, к Телу Христову по своей природе, как его отделившаяся часть, сохраняющая в себе в какой-то мере жизненные силы, от него заимствованные.  
 
Нельзя назвать "Телом Христовым по своей природе" то, что лишь "сохраняет в себе в какой-то мере жизненные силы, от него заимствованные." То, что оно сохраняет, есть лишь благодать Божия, призывающая всех крещеных к покаянию и к возвращению в Лоно Церкви Единой Соборной и Апостольской. 
 
/В. В. Болотов установил и обосновал четкое различие между догматом, теологуменами и богословскими мнениями (школьными, частными, личными). По утверждению В. В. Болотова относительно того, что такое догмат, не должно быть никакого разногласия. Теологумен же — это богословское мнение святых отцов Единой Неразделенной Церкви. Содержание догмата истинно, и это истина веры. Содержание теологуменов только вероятное. Область догматов обязательна для всех (neessario). Область теологуменов — это область вероятностей, требующих к себе внимания и уважения, но это все же область, подлежащая рассмотрению и обсуждению. Отсюда заключение: в догматах необходимо единство (in necessariis unitas), в теологуменах — свобода выбора и принятия (in dubiis libertas).  
 
Отсюда на самом деле следует другое заключение: Болотов и его современные последователи-экуменисты являются эпигонами протестантской школы с ее идеей постепенного совершенствования содержащегося в Церкви откровения. И единства с неправославными они собираются достичь именно этим путем: "совершенствованием" Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, что они с успехом демонстрируют на примере «Филиокве» (и не только на нем).  
 
/Опасностью для будущею ВСЦ в настоящее время является тенденция к расширению экуменизма, вбирающего в себя все новые и новые течения и направления многочисленных межхристианских, межрелигиозных, а также общественных движений и групп с их общечеловеческими интересами и с их специфическими вопросами и программами, что может привести к отклонению ВСЦ от его основного призвания — быть Советом Церквей — и превратить его в параллельную с ООН международную христианскую организацию. где приоритетами станут вопросы социальной справедливости, идеалы общечеловеческого единства, построение нового общества на основе справедливости, мира и целостности творения, а вопросы достижения единства в вере невольно могут отойти в тень и быть отодвинуты в сторону.  
/Опасностью для экуменическою движения является и стремление некоторых его участников превратить экуменическое движение христианских церквей, стремящихся к восстановлению христианского единства, в межрелигиозное движение христиан, иудеев, мусульман, буддистов и других нехристианских религий для достижения религиозного взаимопонимания и разрешения общечеловеческих глобальных вопросов и задач во всем мире. Это может быть чревато опасностью синкретизма, эклектизма и размывания христианской исключительности Божественною откровения и исключительности спасения в Церкви и через Церковь Иисуса Христа.  
 
Не упомянута основная опасность: от свидетельства о Православии перейти к реформе самого Православия. Столь многочисленные опасности и отсутствие каких-либо положительных результатов свидетельства заставляют отнестись к участию в ВСЦ в лучшем случае как к крайне неудачной, бесперспективной и к тому же и опасной для Православия формой свидетельства об Его Истинности. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]