Re (3): История православного экуменизма. Если бы только история..


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 16:44:28 23/06/1999
в ответ на: Re (2): История православного экуменизма. Если бы только история.., отправлено Андрей А.Платонов 02:17:36 23/06/1999

> Все  ли вы взвесили, проф.Болотова в протестанты записывая? Не самое конечно, страшное обвинение, но по отношению к гениальному православному богослову довольно тяжкое. Как бы не спросилось с вас Судией Истинным за этакие суждения. 
> 
 
Уважаемый Андрей! В.В. Болотов был вовсе не, как Вы пишете, "гениальным православным богословом", а известным церковным историком. А вот богословом он был не "гениальным и православным", а весьма и весьма либеральных взглядов. Свои "Тезисы о filioque", о которых тут идет речь,(Thesen uber das ‘Filioque’ (von einen russischen Theologen) // Revue internationale de theologie. [Bern] 1898. 6. 681-712) он впервые анонимно опубликовал в межконфессиональном религиозном журнале. В этой статье он пишет, что ни латинское, ни православное представление о filioque не имеют достоверности и обязательности догмата и, следовательно, не создают препятствия для взаимного объединения. По его мнению, оба этих воззрения могут сосуществовать вместе, и это следует из его представлений о "непознаваемости" Бога, т. е. из агностицизма сродни агностицизму Варлаама. Здесь же он развивает свое учение о теологуменах как о частных богословских мнениях, которое, по его словам, находится в учении Св. Отцов, но на самом деле там не содержится, а взято им из современного ему протестантского богословия (например, из M. Crusso. Dissertatio historico-theologica duplex exhibens notitiam et qeologouvmena Macarii Magnetis ex fragmentis hactenus deperditi operis jApokritikw'n, pro religione Christiana adversus gentiles conscripti, deprompta, et ad meliorem intelligetium adversae variis perpetuo parallelismo scriptorum Porphyrii illustrata. Gottingae 1737-1745 [= PG X. 1343-1406]). Уже в наше время учение о теологуменах становится классикой экуменизма, но напрасны утверждения о "православности" этого учения. В его основе лежит агностицизм Варлаама, ничего общего с Православием не имеющий.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]