В защиту одного гуманнейшего учреждения


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 21:22:05 20/07/1999:

 
Именно так следует, сделав скидку на нравы эпохи, охарактеризовать святую инквизицию. 
 
Обыватель имеет представление об инквизиторах как о мракобесах-фанатиках в сутанах, только и делавших, что жегших ученых на кострах. «Образованец» судит о них по недобросовестным переводам  «фундаментальных» протестантских памфлетов, сделанным С.Г.Лозинским, который снабдил свой труд взятыми из «Theatre des Cruautes» вульгарными иллюстрациями «пыток», а также по низкопробной «антирелигиозной макулатуре» (выражаясь словами И.В.Сталина), массовое издание издание которой, заглохшее было в 40- начале 50-х годов, получило новый импульс при лысом кукурузоводе. А мы-то знаем, кто у нас вел «антирелигиозную пропагаду». Мы знаем, что Самуил Горациевич Лозинский сам входил в редакцию журнала «Атеист» и работал в «музее» истории религии и атеизма в Ленинграде. 
 
Вообще, русская публика могла судить о работе святого трибунала только по «полемическим сочинениям» протестантов и врагов Церкви. Не случайно именно к русскому дворянину обращался Жозеф де Местр со своей апологией испанской инквизиции, написанной им в Москве еще в 1815 году («Lettres a un gentilhomme Russe sur L’Inquisition espagnole»). 
«Инквизиция, — писал Жозеф де Местр, — по своей природе добра, мягка и консервативна, таков всеобщий и неизменный характер всякого церковного института...Но если гражданская власть, используя это учреждение, считает полезным для своей безопасности сделать его более строгим — Церковь не несет за это ответственности...[поэтому я сразу оставляю без рассмотрения всем известные случаи, когда в условиях религиозных войн власть превращала инквизицию в орудие политического террора — п.Р.] 
К концу XV века еврейская вера пустила столь глубокие корни в Испании, что готова была совсем заглушить национальное древо; ...еще более увеличивал опасность ислам; древо было опрокинуто, но корни его уцелели. Вопрос сводился к тому, сохранится ли испанская нация (вот о чем речь шла! — п.Р.) или будет поделена между еврейством и исламизмом, иначе говоря, удастся ли суеверию, деспротизму и варварству одержать еще раз страшную победу над родом человеческим...Опасность росла день ото дня, и против нее Фердинанд Католик не смог придумать ничего лучше инквизиции... В подобном случае [когда речь идет о спасении нации — п.Р.] лучшим средством следует признать то, что может увенчаться успехом... 
Если Вы судите о жестоких действиях Торквемады, не принимая в расчет все то, чему они воспрепятствовали, вы входите в противоречие с логикой развития исторических событий... Инквизиция в момент своего созданиябыла учреждением востребованным и созданным испанским королем в обстоятельствах трудных и чрезвычайных.» 
Что же это были за чрезвычайные обстоятельства? В Испании крещеные евреи — мараны, как правило, не меняли свою иудейскую веру и психологию, жить продолжали обособленно, по талмудическим законам, а из Священного Писания признавали только Пятикнижие Моисеево (Тору). Читаем у проф. Хозмера: «Во избежание гонений множество евреев приняли Христианство номинально. Обращенные оставались все иудеями в душе, хотя многие достигли высокого положения в Церкви. Под священническими и монашескими облачениями были тысячи, чье вероисповедание было лишь притворством. Были головы, увенчанные митрой, которые преклонялись искренне не перед Святыми Дарами, но тайно перед скрижалями иудейского закона [ну прям, как у нас сейчас — п.Р.] .Чтобы видеть, насколько еврейские обычаи преобладали, достаточно было в субботу подняться на какую-нибудь гору и взглянуть вниз на города и селения; едва ли половина труб дымилась, так как множество иудеев отмечали свой шабаш. Среди лиц кастильской крови многие имели еврейскую родословную. Самые аристократические идальго, напоказ склонявшиеся перед алтарем Пречистой Девы, у себя приподнимали драпировку, скрывавшую жертвенник со священными еврейскими символами». Такое религиозное вероломство у испанских иудеев той эпохи сочеталось с настоящим предательством по отношению к народу, рядом с которым они жили. Как пишет тот же Хозмер, «в Вербное воскресенье, когда народ процессией отправился в церковь, за городскими стенами евреи тайно впустили сарацин в город, присоединились к ним и напали на христиан с оружием в руках, когда народ возвращался из церкви домой». 
 
Таковы были «чрезвычайные обстоятельства», в которых в Испании была учреждена инквизиция. 
 
Хотелось бы теперь сказать несколько слов о следственной практике отцов-дознавателей. Великодушнейшие были люди! Так, в случае раскаяния тайных изменников веры или скрывавших свое еретичество еретиков их чаще всего ОТПУСКАЛИ! Инквизиторов вообще учили, что лучше отпустить виновного, чем наказать невинного. И только повторно попавшихся рецидивистов могли ждать пытка и костер (содрогнитесь, либералы). Вот, скажем, известный инквизитор брат Алонзо де Спина инструктировал, что еретиков сперва нужно дважды предупреждать, даже просто брать у них обещание не грозить спокойствию Церкви, и только в случае нарушения такого обещания безжалостно уничтожать. 
 
И еще. Допросы с пристрастием придумала не инквизиция. Тогда они вообще были естественной частью любого следствия. Как и теперь, временами. К чести отцов-инквизиторов, надо сказать, что они первыми упорядочили пытки, ввели в них разработанную систему, предписали, как можно, а как нельзя пытать. 
 
Им не нужно было бесцельно мучить несчастных, они не добивались от допрашиваемых самооговоров, вырванных палачами ложных признаний. Это вам были не какие-нибудь следователи-костоломы Родос и Шварцман из органов «времен культа личности»! Им нужна была истина и чистосердечное раскаяние. 
 
Скажем, в случаях групповых дел с круговой порукой фигурантов, когда брали сразу целую шайку каких-нибудь «тоталитарных сектантов»-извергов, или участников шабашей «ведьм» (по-нынешнему, «сатанистов») и человеческих жертвоприношений, инквизиторы первыми применили принцип допроса обвиняемых по отдельности, с последующим сопоставлением показаний. Вообще, многие наработки инквизиторов, сохранившиеся в их наставлениях своим молодым, только принявшим послушание братьям о методах ведения допросов обогатили полицейскую практику всех стран мира. 
 
Даже прибегнув к пытке, ввиду упорного запирательства изобличенного уликами и показаниями свидетелй и сообщников преступника, отцы-инквизиторы продолжали кротко увещевать несчастного, умоляя его покаяться и возвратиться к Богу, горячо о нем молиться. Обладая целостным христианским мировоззрением, они были уверены, что спасают таким жестоким образом заблудшего от страшных вечных адских мук, с которыми мучения в этой жизни не сравнятся ни в коей мере. Они стремились спасти душу, которой грозила вечная гибель, а также спасти духовное стадо, не пуская на свободу больную овцу, способную заразить его.  
Оставим в стороне ограниченных тупиц, алчных и кровожадных негодяев и честолюбцев, которые способны примазаться к любому великому делу.  Большинство инквизиторов выполняли высокую и святую задачу, отправляя на костер нераскаянного еретика или спасая из когтей сатаны душу, которую тот уже считал своей.  
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]