Re (2): "Византизм"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр С. 10:32:40 26/07/1999
в ответ на: Re: "Византизм", отправлено Александр Иванов 21:57:46 24/07/1999

>> Неужели Вы не чувствуете сами : получается, что православный человек ОБЯЗАН в свей голове всё , все нравственные критерии поставить вверх ногами.  
>  
> Если это критерии мира сего, то да. Христианство и этот мир полярны и несовместимы. 
>  
 
Я как раз о христианских критериях !  Господь дал нам критерии, которыми мы должны руководствоваться, отличая преступление от добродетели. Доводя до крайности Его призыв к нам, грубо говоря, подавлять в себе необъективность, несамокритичность по отношению к себе самим( человек действительно  к этому склонен — "сучек в глазу " ближнего он видит зорче, чем своё "бревно") — доводя до крайности , до экстремума это положение, мы приходим к выводу , вполне либеральному : зло никогда и никем не должно быть осуждаемо или наказуемо.  
 
А я думаю, любая крайность — от дьявола ! 
 
 
>> Эта исступленность в самобичевании — абсолютно парализует человека в борьбе с реальным злом.  
>  
> Александр, никакого "реального зла" не существует. Существует только то, что создано Богом. Бог зла не создавал. Зло — это искажение добра, грех — эта искаженная добродетель. Бороться с тем, что не существует, нельзя в прямом смысле этого слова. .. 
 
Я знаю, что в иудейской и протестантской религиях существует представление о том, что Бог объединяет в себе и добро и зло, что злые и преступные дела, творящиеся в мире, делаются по Его , якобы, прямому желанию... Мне это кажется откровенной ересью и клеветой на Бога, если кто-то даже  и из "авторитетных" православных богословов писал что-то подобное — я уверен, внушались подобные мысли ему не божественными силами. 
 
Я придерживаюсь мнения, что зло — это не "искаженное добро"  (может быть  то , что совершал Чикатило — это тоже "несколько искаженное добро"?) — а прямо противоположное ему понятие, "продукт жизнедеятельности"  сил, враждебных и противостоящих Богу. Цель зла — губить души. Разумеется , Господь  несравнимо сильнее этих сил, но Он хочет, чтобы мы сами, а не Он, боролись со злом и учились ему противостоять. 
 
>  
> Насчет самобичевания — никто от Вас или других православных этого не требует. Почитайте Древний Патерик или Отечник. Повторяю, эти ощущения у святых не были напускными, они действительно так чувствовали. Поверьте, если бы мы с Вами увидели наше духовное состояние как оно есть, мы бы пришли просто в отчаяние. .. 
 
Осознавать свою греховность христианин должен, разумеется. Но одно дело, когда старец — монах  , который молится о всём мире, и который должен  быть максимально чист — пишет подобное (т.е.  как бы " против гордыни любые средства хороши!"), и другое дело, когда нам эти мысли пытаются навязать в качестве своего рода "православного талмуда",  и  мы обязаны бандитов считать равными честным людям (этим и оборачивается на деле отказ от  всякого суждения о человеке). 
 
>  
>> Но зачем мы должны ему в этом помогать ? Какие грехи могут быть у изнуряющего себя постами и молитвами старика ?  Почему он должен считать себя хуже любого убийцы ?? Неубедителен пример с белоснежной рубашкой — даже не хочется продолжать аналогию.  
>  
> Напрасно. Одно дело, когда Вы идете просто в грязной одежде, другое — когда надели дорогущий костюм с иголочки. В первом случае пятно, даже большое, не доставит Вам большого огорчения. Во втором — ... Если Вы не расстроитесь, я посмотрю на Вас с искренним восхищением и признаю, что аналогия неудачна. Хорошо, второй вариант. Пока Вы идете вечером по темной стороне улицы, Вам безразлична грязь на Вашей одежде. Но по мере приближения к источнику света Вы будете испытовать все большую неловкость. Разве нет? Что касается чужих грехов, то позвольте третью аналогию: когда у Вас острая зубная боль, есть ли Вам дело до других? Разве Вы не думаете, что сильнее Вашей боли быть уже не может? 
>  
 
Хорошо, продолжим аналогию. 
Итак, на моем костюме пятно и я в отчаянии. Я , что, не имею теперь права сказать человеку, который осознанно не моется, делает все свои дела в штаны — из принципа!, от него разит, так что и рядом нельзя находиться — а он вполне доволен, итак, я не могу ему сказать : Мужик, а ты от собственной вони не умрешь ? Не сходить ли тебе помыться и постираться ?" Вместо этого, я должен сказать : "Ой да я гораздо грязнее  его — у меня и здесь пятнышко, и здесь, а запах — это у меня в носу наверное что-то неправильно". А мужик  - пусть идет и дальше в том же виде... 
 
 
>  
>>Притчу о подставленной щеке и отдаваемой рубашке нужно применять умнее   
>  
> Как, интересно? Отцы применяли буквально. 
 
Давайте тогда и всё остальное — буквально. 
 
О чём притча о зарытых талантах ? О том, что если у тебе вручили на время некоторую сумму денег, то плохо их класть просто в "чулок" — надо провернуть какую-нибудь финансовую операцию и получить прибыль. Как Вам ? 
Притча о нерадивом управляющем. 
Если тебя собираются увольнять, постарайся  всем своим друзьям позволить "утянуть" что -либо у хозяина. И те будут благодарны, и хозяин  похвалит за сообразительность. Как вывод ? 
Нет уж давайте без "буквальности", а постараемся понять, что Господь хотел сказать нам, чего Он хочет от нас. 
 
Ещё раз, всё это — нравственные законы, а не административно-процессуальный кодекс.  Призыв подставить щёку для меня означает : если тебя обидели  - не торопись отвечать тем же, попробуй обратиться к добрым чувствам, вдруг они ещё остались, скажи : Ну что, легче стало, ты стал счастливее ? Ну тогда ударь по другой — наверное совсем на душе тебе станет радостно ?"  
 
Но это не означает, что христианин во всех случаях обязан ходить с битой мордой, всегда отступая и уступая злу. 
 
>  
>> Никто в России никогда не следовал этим исступленно-благостным отношением к преступникам и нечистоплотным людям. 
>  
> Вы читали Достоевского, Александр? Почему Вы неподаванию руки противопоставляете только "исступленно-благостное состояние"?   
>  
 
Я говорю о том, что Ваша исходная сентенция, процитированная в моем предыдущем сообщении , никакого другого состояния, кроме второго, не предполагает. 
 
> И я бы поостерегся слова "никто". Слишком категорично. Вы хотели сказать: "мне неизвестны случаи...". Известно ли Вам, например, что преподобномученица вел. кн. Елисавета после убийства своего мужа посещала убийцу в тюрьме, послала ему Евангелие. Это далеко не единственный случай. 
 
И как — подействовало ? Пусть не на того — на других, кого-то образумило ? 
Или это уже совершенно не важно ? 
Преподобномученица поступала совершенно правильно. Но мы не обязаны проводить подобные "эксперименты " постоянно, и должны принимать во внимание результат. 
>  
>> Возвращение "византийских" (времен гибели) представлений в этом плане, мне кажется как-то связано с общей тенденцией к "принудительной либерализации" всего и вся. Либерализм (изобретение дьявольское по сути) — очень хорошо "компонуется"  со всем этим. 
>  
> Александр, я Вас совсем тут не понимаю. В каком соотношении Вы видите слова "православный" и "византийский"? Вы считаете, что православие погубило Византию? 
>  
 
Не Православие -а исступленно-механистическое понимание некоторых христианских принципов, доведение отдельных постулатов до крайности, а значит до ошибочности. 
 
Летописцы указывают, что когда Мехмет подошел к Константинополю с 250 тысячами, то из 100 тысяч жителей города на стены вышло только едва 5 тысяч — и город был взят. Византийцы были уверены, что  обязательно произойдет какое-то чудо, которым город будет спасен — и погтому все молились в храмах. Как же, ведь некоторое время назад Пресвятая Дева явила Покров  свой и защитила столицу — ясно же, что и сейчас что-то такое будет, идти на стену с оружием — значит проявлять своего рода неверие к Божественным силам. 
Это как пример того, что я имею в виду. 
 
Мне кажется, усиление "византизма" среди священнослужителей в 19-м веке, который они пропагандировали и в окормляемом ими русском обществе, подготовили  путь для торжестваанти-христианских сил в 20-м веке. 
Хотя, я чувствую, что для Вас и для некоторых православных, добро и зло , победа и поражение — всё одно, всё смешалось в какую-то кашу. 
Но не для меня — прошу извинить ! 
 
> А что преступников нужно наказывать, так я согласен с этим. Мне кажется, что Вы увидели в моем исходном сообщении то, чего там нет. 
>  
 
Это как же  Вы собираетесь наказывать людей, когда сами , по определению, гораздо грешнее их ? ;-) 
 
Александр 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]