Точнее — на Запад


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 15:17:03 16/09/1999
в ответ на: В Европу, отправлено Юрий Аммосов 10:56:52 16/09/1999

>> 1) Насколько я понял, Вы противопоставляете опыт молитвы свт. Игнатия и св. Григория Паламы, прп. Серафима и "многих других" (кого, кстати?) Нельзя ли конкретнее?  
>  
> Наоборот. В свое время, когда мы обсуждали этот ворос в рел-рел, я нашел у Паламы место, которое Брянчанинов в этой цитате повторил почти дословно.  
 
Хм, очень туманно, не улавливаю мысль. 
 
> Это гораздо более широкий вопрос, чем я готов обсуждать сейчас. Я лишь отмечу, что Иниго Лойола не имел абсолютно никакого доступа к Православию, а святитель Игнатий боролся с засильем католицизма в светском благочестии (в его время все читали Фому Кемпийского и других западных переводных авторов, а святоотеческих имен никто, кроме узкого круга клириков, и не знал). То есть мы говорим не о Лойоле, а о возведнии его частного духовного опыта покаяния, заточенного под его паству и под его условия, в абсолют. Вы же, верятно, помните, что даже преподавание в семинариях и бурсах в 18 — 1 пол. 19 в. было организовано по католическим образцам — причем худшим.  
 
Не понимаю, откуда Вы взяли эту теорию: "что вредно восточным христианам, может быть полезно западным". Чем она подкрепляется? 
 
Свт. Игнатий о Западе и западных подвижниках
 
 
"Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность... Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку (папе — сост.) Божеские свойства...". (1,131) 
 
"Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых — по отпадении ее от Восточной Церкви и  по отступлении Святого Духа от нее — молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом (с воображением и мечтательностью — сост.). Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера". (1, 244) 
 
"Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена". (1, 244) 
 
"… именно (рассудочный — сост.) характер и дан богословию во всем инославном Западе, и папском, и протестантском".  (3, 5) 
 
"Подобно Монпасу, достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства, признаваемые в недре его святыми". (5, 69) 
 
"Церковь и духовенство пострадали, страдают и, кажется, должны пострадать от Европейских учений…". 12 (21,123). 
 
"Европейские народы всегда завидовали России, и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее время они будут следовать той же системе. Но велик российский Бог. Молить должно великаго Бога, чтоб Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа — Православную веру". 53 (115, 22).  1855 г. 
 
"Оживить чувства, кровь и воображение старались западные; в этом успевали скоро, скоро достигали состояния прелести и изступления, которое ими названо святостью. В этой стране все их видения. Читающий их непременно заражается духом прелести, любодействует в отношении к Святой Истине — Христу, подвергает сам себя роковому определению Божественнаго Писания; оно говорит: "Яко се, удаляющий себе от Тебе погибнут: потребил еси всякого любодеющаго от Тебе" (Пс. 72, 22). Восточныя и все чада Вселенской Церкви идут к святыне и чистоте путем совершенно противоположным вышеприведенному: умерщвлением чувств, крови, воображения и даже "своих мнений". 163 (255, 32)  
 
"…это бедственное гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фомы Кемпийскаго, западнаго монаха, находившагося в бесовской прелести, книжки: "Подражание". Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующаго тщеславия, ослепляющаго ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точнаго повиновения святой Церкви, — умнее ея, оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо — грех, не терпит благоухания для них смертоноснаго, убийственнаго благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод — смирение". 186 (280, 11) 
 
"Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых)". 203 (297, 28) 
 
"Другое направление получили подвижники Западной Церкви, писатели ея о подвижничестве со времени разлучения этой Церкви от Восточной и отпадения ея в гибельную тьму ереси. Преподобный Венедикт, святый папа Григорий Двоеслов еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам недоступным для новоначальнаго, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию. "От плод познаете их", сказал Спаситель. Известно всем, какими преступлениями, какими потоками крови, каким поведением, решительно противохристианским, выразили западные фанатики свой уродливый образ мыслей, свое уродливое чувство сердечное. — Святые Отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений, — приводят его к разсматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя". 219 (313, 44)  
 
"Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последния две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их изступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще неспособен по нечистоте своей, за недостижением истины — сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительныя, ложныя утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все, незаконно подвизающиеся, находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг". 219 (313, 44) 
 
"В святых Отцах Восточной Церкви отнюдь не видно разгоряченнаго состояния крови. Они никогда не приходят в энтузиазм, который будучи рождение крови, часто на Западе искал пролития крови. Из их сочинений дышет истинное самоотвержение, дышет благоухание Святаго Духа, мертвящее страсти. От этого благоухания бегут прочь сыны мира, как осы улетают прочь от курящагося фимиама. "Мир любит свое", сказал Господь". 219 (313, 44)  
 
"Сочинения западных писателей, написавших из состояния самообольщения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются громкия похвалы; то, что исполнено смертоносаго яду, одобряется и утверждается. Сочинения святых Отцов забыты! То, что они с давних времен святою Церковью признавались единым правильным руководством в подвижнической жизни, нисколько не принимается в уважение. Их сочинения критикуют, находят в них несообразности; противоречие священному Писанию. Всему этому причиною, что святые Отцы наставлены были Духом Святым, что они отвергли премудрость мира для стяжания премудрости Духа". 219 (313, 44) 
 
"Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями, а оттого, что в мед подливают деготь, т.е. читают святых Отцов Православной Церкви, да не оставляют и поддельных святых темного Запада". 340 (446, 96) 1847 г. 
 
"Отцы ведут читателя своего к покаянию и плачу о себе, а западный писатель ведет к наслаждению и довольству собою". 358 (466, 264)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]