Re (3): Куда ведет "Странник". Ответы на вопросы


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Иером. Игнатий 22:40:52 23/09/1999
в ответ на: Re (2): Куда ведет "Странник". Ответы на вопросы, отправлено Алексей Чумаков 06:55:18 23/09/1999

>>Св. Феофан упорно, вопреки очевидности, доказывает нематериальность  
>>(следовательно безначальность и бесконечность во времени и >пространстве) ангелов.  
>  
> Откуда это "следовательно"? Нематериальность ангелов совсем не означает их безначальности безконечности во времени и пространстве — они несомненно имеют тварную природу, хотя и "духи". Думается, ошибочно ставить тут знак следования. 
 
Дорогой Алексей! 
 
Материя это то, что подчинено законам времени и пространства. Если у Вас другое понимание материи, то нам надо сначала договориться о понятиях. Я привел лишь несколько цитат (а есть целая книга Св. Феофана) где он, к сожалению, упорно доказывает именно нематериальность духов (ангела, демона, души). Приведу их снова: 
 
"Вся книга моя направлена к доказанию, что естество души и ангела не может быть вещественно".  
 
Насколько я понимаю (так понимал и Свт. Игнатий) вещество — это то, что во времени и пространстве. 
 
"Читать ли писания Преосв. Игнатия? — Читайте... Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется в начале, где он говорит, что душа и Ангел телесны, и доказывает. Эти листы вырвать лучше из книги. Вся статья очень назидательна, а эти листки портят ее. Враг его подзадорил. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел — духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя". 
 
духовны по естеству - то есть вне времени и пространства, то есть безначальны, бесконечны, вездесуши? А как еще понимать независимость от времени и пространства, свойственную единому Богу. 
 
"Пишите, что приобрели книжку: "Душа и Ангел не тело, а дух". — Добре! Читайте и другим давайте, или советуйте приобретать. Тут излагается прямая истина; но есть лица, которые держатся противоположной сему лжи, — небезопасной: ибо если душа тело, то зачем нам воздерживаться от телесного? Яждь, пий и веселись
 
Увы выделенное высказывание вообще может только вызывать горькое недоумение! Я уже писал почему. 
 
Привожу высказывания по этому вопросу Свт. Игнатия: 
 
"К сожалению, и у нас некоторые участвуют в темном и неопределенном мнении иезуита и западных умствователей насчет бестелесности сотворенных духов". (3, 77 примечание) 
 
"Бог не только  по существу, но и по свойствам отличается от сотворенных духов и души человеческой. Его свойства неограничены, и существо — неограничено". (3,190) 
 
":западные, принявшие в недавнее время много мнений чуждых и противных Православной Церкви, недавно приняли чуждое и противное ей учение о совершенный невещественности сотворенных духов, приписали им духовность в той степени, в какой имеет ее Бог". (3, 196-197) 
 
"Сущность Бога — говорит святой Иоанн Златоуст — неизреченно (безмерно) превышает человеков, Ангелов, Архангелов и всякий, без исключения скажу, разум созданный, и не может быть постигнута ими". (3, 198) 
 
"А всякая тварь, и Ангел, и душа и демон по собственной природе своей, есть тело: потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело (Преп. Макарий Великий Беседа. 4, гл. 9 и 10)". (3, 202) 
 
": наименование дух есть среднее и общее, и все, что бы то ни было, не имеющее густого и плотного тела, по всеобщему употреблению называется духом. И потому демоны, как не имеющие таких тел, называются духами (Св. Кирилл Иерусалимский)". (3, 205) 
 
"Гипотеза о совершенной невещественности сотворенных духов, не подчиняющейся ни времени, ни пространству, гипотеза, приписывающая сотворенным духам одинаковую сущность с Богом, явилась в семнадцатом столетии. Она заимствована Декартом, как мы уже сказали, в значительной степени у древних языческих философов". (3, 206) 
 
"Ангел, душа, демон, говорит святой Дамаскин, хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные своей природе. Одно Божие существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно: Ангелы одарены бессмертием. Впрочем бессмертны ангелы, по словам святого Дамаскина, не по естеству, а по благодати (Догматическое богословие преосвященного Антония. Издание 7, 1857 г. стр.95-96)". (3, 213) 
 
"Святой Василии Великий сказал в книге о Святом Духе: ": они (Ангелы — сост.)зависят от места, и бывают видимы, являясь достойным этого в собственном виде, в телах своих". (3,253) 
 
"На седьмом Вселенском Соборе прочитана была выписка из сочинений святого Иоанна, епископа Солунского, в которой сказано, что ангелы имеют свойственную им вещественность и вид, — в этом, собственном виде их являлись многим святым мужам. Собор на основании этой цитаты из Святого Отца, единодушно оправдал и определил изображение Ангелов на иконах". (3, 285-286) 
 
"Духи сотворенныя безплотны по отношению к нам. Но естество их, как и естество души, пребывает неопределенным  нас по невозможности определить его. Наука признает невозможным определение вашего тела, равно как и всех тел, имеющих органическую силу — жизнь. Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени — решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости зависит от пространства". 16 (26) 
 
"Темное и отвлеченное понятие о духах, заимствованное у западных схоластиков, равновесно совершенному отвержению их и может решительно сбивать с толку истинных подвижников:".507 (659, 192) 1863 г.  
 
Понятие о сотворенных духах, которое Св. Феофан разделял с западными схоластами может логически привести к двум выводам о равности их Богу или о их небытии вообще. Как об это и пишет Свт. Игнатий. 
 
С уважением иером. Игнатий (Душеин)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]