Re: Перевожу...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Aldarris 00:51:51 09/10/1999
в ответ на: Перевожу..., отправлено Анахоретъ 13:18:36 08/10/1999

Атеизм, однако, отождествляется со злом и моральной анархией; и некоторые атеисты, действительно, не вполне добродетельны — точно так же, как некоторые религиозные люди. В целом неверующие, конечно, не лучше, чем верующие; но хуже ли они? 
 
 
      Трудно строить последовательную защиту атеизма и при этом не выглядеть столь же односторонне, как религиозные фанатики, цитирующие писание. Но, по крайней мере, можно признать, чем атеизм не является: он не является имманентно нигилистическим, как считают многие; он не лишает Вас моральных стандартов или инстинктов. 
 
 
      За исключением садомазохистов, усвоенные в детстве уроки золотого правила вполне могут заменить нам в качестве основы приемлемого поведения басни о Боге, вручающем Моисею табличку с заповедями. (Собственно, обычно садомазохисты лучше себя чувствуют с религией, учитывая некоторые присущие ей элементы авторитаризма и самобичевания). Не поощряет атеизм и гедонизма. Убеждение в том, что нет никакой космической справедливости, может способствовать стремлению к справедливости на Земле. Атеизм лишает Вас роскоши верить в то, что за причиненное в этом мире зло отвечать придется в следующем. 
 
 
      Атеисты — не верят в чудеса; без веры люди опираются на разум — качество, которое мало ценится в эти предшествующие новому тысячелетию годы. Это не означает, что они отвергают эмоции, как мистер Грэдграйнд у Диккенса, и считают, что человеческие существа подобны компьютерам. Едва ли для того, чтобы испытывать страсти, нужно верить в сверхъестественное. Атеисты бывают столь же иррациональными в своих предпочтениях и личной жизни, как и верующие, но, вероятно, они меньше внимания уделяют гороскопам или считают, что были похищены инопланетянами. 
 
 
      Однако они с такой же вероятностью могут руководствоваться чувствами или инстинктом, в дополнение к разуму. Чтобы ответить на моральные вопросы, вопросы о целях и средствах, неверующий, как отметил Бертран Рассел, обратится "своему сердцу". Эти вопросы "относятся к сфере … эмоций, чувств и стремлений … к сфере, которая не является разумом, хотя и не должна ни в какой степени ему противоречить". Безверие может сделать моральный выбор сложнее; оно требует активной внутренней жизни, а также способности четко мыслить и поддерживать связь с миром. 
 
 
      Кроме того, наука может объяснить наши этические импульсы так же, как религия. В "Ошибке Декарта", интригующем исследовании взаимосвязи между эмоциями, логикой и моральными суждениями, невролог Антонио Дамасио (Antonio Damasio) говорит, что существуют "биологические механизмы, стоящие за самым возвышенным человеческим поведением." (И эти механизмы будут Вами управлять вне зависимости от того, считаете ли Вы, что их создал Бог). 
 
 
      Здравый смысл говорит, что родительское воспитание, так же, как и вера в божественное, помогает сделать людей хорошими. В конце концов, можно внушить детям уважение к справедливости и общепринятые этические нормы поведения, и при этом, не поощряя веру в Бога. (Я выросла в светском доме, и пока не совершала худших грехов, чем богохульство). Если дети признают, что на их стороне не стоит никаких богов, это может способствовать моральной скромности и уважению к другим точкам зрения. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]