Хороший вопрос о свободе


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Lux 17:48:30 28/10/1999
в ответ на: Хороший вопрос., отправлено Ubique 16:59:34 28/10/1999

>> Глубокоуважаемый Убик!   
>> Расскройте тайну, расскажите, какой смысл вы вкладываете в слово "свобода"?  
>  
> Разная степень независимости действий, зависящая от ситуации. 
> Совершенно, никто не свободен, на всех нас наложены ограничения -  закон, начальство, какие либо правила (взять хотя бы правила форума), однако человек добровольно отдавший себя в рабство естественно менее свободен чем окружающие его люди. 
>  
> С уважением Ubique 
 
У такого понимания свободы есть один интересный поворот. Можно ли быть свободным от обстоятельств, кои тебе неизвестны? Думается, что нет. Напротив, для создания иллюзии собственной свободы наилучший способ — неосведомленность об окружающей реальности. Поясню, отчасти пользуясь булгаковской метафорой. Вы свободны расхаживать по городу, не избегая никаких улиц и никаких зданий. Но если бы Вам было известно, что на Вас может упасть кирпич, то свобода Ваша была бы существенно ограничена. Да-съ, во многом знании — многая печаль. Не лучше ли и не знать таких вещей вовсе? Ходи себе с гордо поднятой головой. Страшно даже подумать, какие последствия для приверженца такой концепции свободы сулит знание о Всесильном Боге. 
 
Но, дорогой Ubique, рабами Божьими являются не только те, кто себя таковыми признают, но и те, кто отказываются от этого. Как человек поступает с созданными им вещами, так Бог волен швырнуть в огонь негодное изделие, вырвать страницу, стереть файл. Спросите почему? 
 
Давно уже мне рассказывали историю об Августине Блаженном. Проверить не имею сейчас возможности, но примера ради поделюсь. Когда Августина спросили, почему Бог нехорошо поступает с людьми, тот ответил: "Потому что Он — Бог, а мы — ..." Тут святым употребляется некрасивое слово, но смысл, думаю, ясен. 
 
Но, тем не менее, Бог любит свое творение. И есть смысл стремиться к тому, чтобы нам не быть ничьими рабами, кроме как Самого Господа. Это и есть свобода от всех прочих обстоятельств, великая вольная грамота, известная в богословии как спасение.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]