Осуждение


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр С. 21:37:05 16/11/1999
в ответ на: Re (2): спасибо за откровенность, отправлено Eugene 18:53:20 16/11/1999

 
>  
> "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...", да, возможно, для предвзятого читателя я выразился непонятно, на самом деле я всего лишь пытался на примере абсурдного вывода показать опасность бездумной акривии, особенно в наше время, похожее на последнее, о людях которого ап. Павел говорил: 
> "люди будут самолюбивы, ..., горды, ..., родителям непокорны, неблагодарны, ..., недружелюбны, непримирительны,..." 
>  
 
Евгений, не обижайтесь, но у Вас прослеживается какая-то аберрация того, что Вам говорят. Порой как в анекдоте : "я значит кричу, я значит лаю!.." 
 
> Однако, согласитесь, "приглашение убираться подобру-поздорову к католикам", из этих слов трудно вывести. 
>  
>> По-моему, это Вы, Евгений, хотите на католический манер ввести в Православии статус непогрешимости главы Церкви.  
>  
> потрудитесь показать, где я об этом говорил 
>  
 
Если слова и дела какого-то человека АПРИОРНО верны и не подлежат ни малейшим сомнениям — то этот человек непогрешим. Католики верят, что из нескольких десятков "погрешимых" епископов можно избрать одного непогрешимого (папу), в Православии такого нет. Любой человек грешен, но патриарх пользуется авторитетом и уважением и ничем себя не запятнал — так я сформулировал мысль. Но ни его, ни чьи-либо ещё деяния и слова, из живущих на свете, никогда не будут АПРИОРНО верны. 
 
>> Между тем, осуждение в христианстве, которое Вы приписываете православному, не рекомендуется по отношению к ЛИЧНОСТИ, к СУТИ того или иного человека. Никакого ограничения на то, чтобы судить ДЕЙСТВИЯ и СЛОВА любого земного человека, не существует. 
>>  
>  
> Во-первых обясните мне, где границы между осуждением действий и личности, когда по отношению к словам Патриарха применяют эпитет демагогия и намекают на предательство. Насколько я помню в патерике старец получил печальный урок, после того как сказал о монахе, про которого прошел слух, что тот впал в блуд: "нехорошо он сделал" — ангел принес ему душу умершего брата и предложил указать куда ее нести, монах потом плакал всю жизнь. .. Мне больше импонируют слова митр. Вениамина Федченкова, прошедшего сквозь ужасы революции, и стоявшего во главе духовенства в белом движении, когда он говорил "имеем ли мы право судить, будто на их месте мы бы лучше сделали?", но это, опять не наша мера.  
>  
 
Между осуждением дел/слов — и самой личности разница принципиальнейшая ! 
 
Наложение запрета на осуждение дел и слов — ДЬЯВОЛЬСКИЙ СОБЛАЗН, т.к. означает, что христианин должен притвориться, что не понимает разницы между грехом и добродетелью. И уже нельзя назвать убийство бандитом невинного — злодеянием и тд, мы возвращаемся тем самым в до-моисеевы времена, когда Господь ещё не дал людям Своего Закона, позволяющего отличать преступное деяние от блага. 
 
Именно так, как сказал митр.Веньямин, мы и должны поступать : осуждая преступление как преступление, не считать себя ПО СУТИ лучше самого преступника, т.к. не известно ещё как мы бы повели себя на его месте, если бы жизнь "угостила" нас тем же, что и его. 
 
В приведённом Вами примере из патерика до нас, по-моему, хотели донести совсем другую мысль : старец поторопился поверить в греховность человека — а он оказался невинен (как я понял). 
 
И мы не должны торопиться верить во всякую гадость — ведь придумать можно что угодно. 
 
> Правда, неужели никакого ограничения не требуется?!! Вот славно! но по-моему если вы заявитесь с таким апломбом на заселание, скажем ученого совета МГУ, и возьметесь судить слова всех выступающих, Вас не оценят. А у нас особенно среди неофитов, и даже людей некрещеных принято судить о делах церковных, и в подавляющем случае обсуждать иерархов, чего мелочиться! Я говорил не о непогрешимости, а совсем об обратном, зачем Вы все перевернули. А человеку в Церкви, если он понимает, что она устроена иерархически, а не демократически, прежде всего надо научиться элементарному послушанию, общеизвестно, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и если пришедший в церковь человек с порога начнет осуждать настоятеля храма — долго он там не уживется. 
>  
 
Теперь конкретно : человек сказал, что ему больно было читать слова патриарха о том, что бедные албанцы много настрадались и теперь справедливость по отношению к ним восстановлена. Объясните ему, чего он не понимает — вот что я хотел предложить — а не говорите, что здесь, как на заседании Ученого совета, он должен молчать и ходить на цыпочках. 
 
>> Другое дело, что патриарх нашей Церкви пользуется заслуженным уважением православных людей, ничем не запятнал себя, поэтому и я считаю необходимым поддерживать его. Но устраивать такой разнос только из-за высказанных сомнений по поводу СЛОВ ... Никаких оскорбительных высказываний по адресу личности патриарха от человека не прозвучало. 
>>   
>  
> Мне все же виделись в этих словах намеки на оценки, слова так просто не произносят, особенно в форуме. Вот я сейчас для примера заглянул на www.rusk.ru и с первого раза набрел на подобное, в оценке жесткого отказа Патриарха встречаться с папой... 
>  
 
Ох, напрасно Вы ходите и собираете всё, что говорится на форумах о патриархе — это такой галдёж и дурдом, столько разных обвинений с противоположных сторон... 
 
Намёки на оценки... Осуждение — это когда обвинительное слово направлено непосредственно против личности какого—либо человека : он — лжец, он — отступник и тд. Там же человек просто сказал, что ему больно было читать слова... 
 
>  
>> Считаешь, что не понимает человек — так разъясни, крик-то зачем?. 
>  
> да, я слишком резко высказываюсь, но вот у prawoslawak'a болит душа за Сербию, и я его понимаю, он там, может быть, даже воевал, а у меня болит за нашу Церковь,.. 
 
Это — новые, обнадёживающие тональности в Вашем разговоре с prawoslawac. Но перед этим Вы ему врезали как следует — почитайте ещё раз.  
 
>...а полковник Рюмин вместо того чтобы помогать утверждению в Православии нецерковным людям, по-комсомольски борется с "врагами народа" в лице патриархии, выставляя вперед политические дрязги, между тем, как, люди вне Церкви и так ими сыты, а того что может "Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая" (молитва из последования хиротонии) им пока не дано разуметь. 
>  
 
Полковник Рюмин мечтает, судя по всему, о Церкви, которая была бы идеологическим штабом военной борьбы с мировым злом. "Катакомбная церковь" похоже тоже не оправдывает его ожиданий, в результате в скором времени ему нужно будет сказать себе, что земной Церкви не существует вообще. Что делать, перфекционизм человека заел, с каждым может приключиться.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]