Re (2): Ересь "жидовствующих" -Пояснение о Реформации


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 23:54:21 26/11/1999
в ответ на: Re: Ересь "жидовствующих", отправлено полковник Рюмин 10:15:23 25/11/1999

 
> Ныне название ереси вернулось в научный и богословский оборот. Оно удачно, ибо мы знаем, КТО стоял за Реформацией в Европе.  
>  
 
Начинал дело всего лишь один агент — еврей Схария, но ложных идей пус-тил так много и так глубоко, что само развитие ереси протекало далее практически без участия этнических евреев. Агент попал, как искра в бочку с порохом, в чрезвычайно невежественную и нравственно-неустойчивую среду и произвел опасную духовную диверсию. Положение дел в России для жидовствующих в то время облегчилось реформацией в Европе, суть которой чрезвычайно близка к жидовской ереси на Руси. Просто русские ревнители Православия несколько быстрее и точнее поняли суть обоих движений, их руководящую и направляющую идейно-духовную силу и дали этой ереси наиболее религиозно точное наименование. 
 
Динамика развития этой ереси и у нас и Европе проходила по следующей простой цепочке. Вначале это критика каких-либо явно безобразных явлений, случавшихся в церковной жизни, шельмование духовенства, затем отрицание всего церковного наследия Константиновского периода, который якобы к этим извращениям и привел, затем отрицание свв. отцов, отрицание Таинств, Богослужения, Икон — всего, что не описано подробно в книгах Св. Писания. Вычленение Св. Писания из всей Церковной жизни, как якобы самодовлеющего начала, отрицание священства, хулы на святых, Божию Матерь, на Крест Господень. Всем этим подготавливалась собственная идея христоненавистничества, которая едва ли нашла бы для себя почву без всей этой предварительной еретической артподготовки. Идея эта — восприятие Христа как человека, как учителя нравственности, дающего полезные советы для счастливой жизни на земле, но вовсе не как Воплотившегося Бога, обновившего Крестом Своим наше естество человеческое и Отверзшего нам Райские Двери.  
 
До этой точки дошли все протестанты, но некоторые, а с ними и наши русские «жидовствующие» XV-XVI веков, покатились дальше, а дальше идет, прежде всего, сомнение в «невозможном» чуде физического Воскресения Христова (т.е. с плотию), отрицание этого главнейшего события или метафорическое перетолкование его. Затем наступает отрицание Нового Завета как якобы противоречащего Ветхому (указывают, например, на обрезание или заповедь о субботе) и отрицание Христа вообще, во всяком случае, как Мессии. И венчается все ожиданием еще не пришедшего мессии, т.е. христоненавистничеством уже настоящей, без всяких приукрас. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]