V ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР (ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 17:25:36 07/12/1999
в ответ на: V ВРНС — Слово Святейшего Патриарха Алексия II, отправлено Александр Иванов 11:59:56 06/12/1999:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 
СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ 
ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ 
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 
Россия, Москва, Даниловский вал 22, Свято-Данилов монастырь, ОВЦС МП 
Internet: http://www.russian-orthodox-church.org.ru. 
E-mail: commserv@mospat.dol.ru 
======================================== 
Сообщение для органов информации от 07.12.1999 
 
 
V ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР 
 
 
 
6-7 декабря 1999 года в Московском Свято-Даниловом монастыре под 
председательством своего Главы — Святейшего Патриарха Московского и всея 
Руси Алексия II — состоялся V Всемирный Русский Народный Собор, посвященный 
обсуждению темы "Россия накануне 2000-летия Христианства. Вера. Народ. 
Власть". 
 
 
Святейший Патриарх Алексий II обратился при открытии Собора со Словом 
(опубликовано ранее; текст доступен в Службе коммуникации ОВЦС МП). 
Приветствия Собору, в частности, направили Президент Российской Федерации 
Б.Н.Ельцин, председатель Правительства России В.В.Путин, председатель Совета 
Федерации ФС РФ Е.С.Строев, председатель Государственной Думы ФС РФ 
Г.Н.Селезнев. 
 
 
На Соборе выступили заместитель Главы ВРНС, председатель Отдела внешних 
церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и 
Калининградский Кирилл, архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, мэр 
Москвы, лидер движения "Отечество" Ю.М.Лужков, министр иностранных дел РФ 
И.С.Иванов, министр внутренних дел РФ В.Б.Рушайло, руководители фракций 
Государственной Думы Г.А.Зюганов (КПРФ) и В.В.Жириновский (ЛДПР), лидеры и 
представители избирательных объединений — А.В.Федулова ("Женщины России", 
В.С.Черномырдин (НДР), С.К.Шойгу ("Единство"), М.А.Мень ("Яблоко"), 
С.Н.Бабурин (РОС), А.И.Молотков (Блок А.Николаева и С.Федорова), 
Э.А.Памфилова ("За гражданское достоинство"), А.А.Панфилов ("Кедр"), 
заместители Главы ВРНС — председатель Правления Союза писателей России 
В.Н.Ганичев, председатель Российского земского движения Е.В.Панина, 
академики Д.С.Львов, А.Г.Чучалин, Р.И.Илькаев, писатели В.Г.Распутин, 
В.Н.Крупин, скульптор В.М.Клыков, верховный муфтий Талгат Таджуддин и другие 
видные представители России. 
 
 
Среди участников Собора были иерархи Русской Православной Церкви, главы 
органов власти субъектов Федерации, представители общин нехристианских 
религий, видные ученые, деятели культуры и образования, лидеры общественных 
организаций, руководители региональных отделений ВРНС. На Собор  прибыли 
делегаты из 20 регионов России, русских общин Белоруссии, Казахстана, 
Украины, Литвы, Армении, Франции. 
 
 
Наиболее деятельные труженики ВРНС в ходе Собора были отмечены Патриаршими 
наградами. В ВРНС в качестве коллективного члена было принято Российское 
медицинское общество. Собор принял решение о создании экспертной комиссии по 
оценке учебных пособий и образовательных программ. 
 
 
Участники Собора приняли итоговый документ, текст которого ниже приводится 
полностью: 
 
 
 
РОССИЯ НАКАНУНЕ 
2000-ЛЕТИЯ ХРИСТИАНСТВА. 
ВЕРА. НАРОД. ВЛАСТЬ 
 
Итоговый документ 
V Всемирного Русского Народного Собора 
(Москва, 6-7 декабря 1999 г.) 
 
 
 
Встретившись в древнем Свято-Даниловом монастыре за считанные дни до 
празднования великого Юбилея — 2000-летия Рождества Христова — участники V 
Всемирного Русского Народного Собора обсудили драматически важную для России 
тему взаимоотношений народа и власти. Мы услышали голос представителей 
верховных органов государственного управления, руководителей регионов, глав 
фракций и депутатских групп Государственной Думы, лидеров избирательных 
объединений, православных иерархов и богословов, представителей российских 
общин традиционных нехристианских религий, ученых, воинов, писателей, 
художников, врачей, общественных деятелей. 
 
 
Сложными и разномысленными были речи известных политиков, их оценки прошлого 
и того, что происходит в стране сегодня. Болью отзывались в наших сердцах 
свидетельства о трудностях народа, прозвучавшие из уст мужей науки и 
творчества, которые обратили к власти нелицеприятную критику. 
 
 
Впрочем, несмотря на все различия в политических взглядах, мы едины в 
понимании того, что Юбилей, вводящий нас в третье тысячелетие по Рождестве 
Христовом, должен остаться в памяти потомков не только как повод для веселья 
но как возможность обсудить коренные проблемы нашей жизни. По мысли 
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "Господь 
ниспосылает нам рубежи веков, чтобы мы смогли оценить собственные успехи, 
свершения, ошибки, пороки, и подумать, как поступать в будущем, дабы 
победить грех и приумножить добродетель". Юбилей призван стать для нас 
моментом отрезвления и перемены, временем покаяния и очищения, вехой, с 
которой мы начнем воссоздание Отечества на исконных основах веры, добра и 
правды. 
 
 
Смиренно надеясь и работая на лучшее будущее, столь чаемое нашим 
многострадальным и терпеливым народом, мы свидетельствуем: власть в России 
подчас оказывалась этого народа недостойна. В разные периоды истории 
государство откровенно пренебрегало нуждами простого человека, 
злоупотребляло его искренностью, незлобием и нравственной чистотой. После 
длительного насаждения безбожия власть не только не помогла гражданам 
обрести моральные основы бытия, но еще более усугубила их растерянность и 
отчаяние. Социальные нестроения, крайняя бедность, разгул преступности и 
коррупции, ужасающее оскудение общественной морали — сейчас все это тяжелым 
камнем лежит на совести сильных мира сего. Сосредоточение власти и богатства 
в руках узкого круга людей, которое чревато великими потрясениями, 
многократно ужесточает их ответственность перед Богом и историей, перед 
народной совестью. 
 
 
Семя смуты, посеянное в душах россиян в эпоху сложных перемен, дало свои 
всходы и мешает установлению общественного согласия. Ныне нас особенно 
заботит предельное обострение политической борьбы перед выборами в 
Государственную Думу. Безнравственные, греховные методы, используемые в этой 
борьбе, могут окончательно подорвать доверие народа к власти и политикам. Мы 
призываем избирательные объединения помнить, что есть ценности превыше 
власти, превыше личных или партийных амбиций. Это гражданский мир, выживание 
нации, ее духовная независимость — то есть, в конечном счете, ее будущее. 
Противостояние политиков может разрушить страну, но мы верим, что народ не 
даст этого сделать. 
 
 
Власть сильна, когда уважается и поддерживается народом, который выбирает не 
программы, а людей, оценивая их поступки и нравственный облик. Основой же 
нравственности всегда была вера. Не только российская, но и мировая история 
убедительно показывает, что успех государственного и хозяйственного 
строительства, место нации в мире определяются не количеством материальных 
ценностей, не грубой силой, но крепостью народного духа. Именно поэтому так 
важно осознать духовное возрождение Отечества как задачу, общую для власти, 
Церкви, всех традиционных религиозных общин, политических и профессиональных 
союзов, школы, творческой интеллигенции, средств массовой информации. 
 
 
Духовно воскресшая Россия непременно станет достойнейшим участником 
европейских и мировых процессов. Даже в условиях новых глобальных вызовов - 
отчуждения экономики от реального труда, попыток информационного и 
культурного диктата, стремительного развития самодовлеющих технологий — наша 
страна имеет что сказать миру, ибо обладает спасительным для него, 
всечеловечески значимым нравственным чувством. Пусть мы сегодня небогаты, а 
наше место в созидании глобального будущего оспаривается множеством 
недругов. Для нас очевидно, что без России мир потеряет, может быть, самое 
главное — обращенность к Богу и к совести. 
 
 
Национальное созидание может совершаться только в единстве народа и власти. 
Россияне, опираясь на внутренний духовный резерв, всегда откликались на 
призыв государственных мужей, особенно в периоды опасностей и исторических 
переломов. Отвечая на эту жертвенную готовность, власть призвана стать на 
служение народу, отвергнув распри и эгоизм. Воплощением идеала такого 
служения по сию пору остаются образы Минина и Пожарского — заступников 
Отечества и защитников народа, которые не претендовали на власть после своих 
героических свершений. 
 
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, 
ради истины Твоей" (Пс. 113. 9) — в этих библейских словах отражен дух 
правителей, чье сердце наполнено верой. Таковых да дарует нам Бог по 
молитвам Церкви, земной и Небесной, и по мудрости народа, ныне вновь 
стоящего перед выбором судьбы. 
 
Пусть приближающийся Юбилей Христианства станет для нашей Родины знамением 
возвращения на путь мира и правды, знамением начала духовного возрождения, 
которое, верим, созиждет на основе вечных ценностей новую жизнь России. 
 
Собор направил Президентам России и Белоруссии Б.Н.Ельцину и А.Г.Лукашенко 
телеграмму следующего содержания: 
 
 
"Участники  У  Всемирного  Русского Народного Собора, состоявшегося 
6-7 декабря 1999 года в  Москве в Свято-Даниловом монастыре по благословению 
и при  участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 
поддерживают Ваши усилия, направленные на воссоединение  двух братских 
народов и стран. 
Подписание Договора о создании Союзного государства накануне великого 
Юбилея Рождества Христова является актом, знаменующим собой начало 
созидательного соборного процесса на священных землях единого Отечества. 
Мы,  служители Церкви, деятели науки, культуры, образования, 
военослу-жащие, представители общественных и политических объединений, 
принявшие участие в работе Собора, горячо приветствуем Ваше решение о 
подписании судьбоносного документа и заявляем о своей готовности всемерно 
содей-ствовать претворению в жизнь его положений, отвечающих надеждам и 
чаяниям наших соотечественников". 
 
Было также принято заявление по положению в Косово: 
 
 
"Всемирный Русский Народный Собор, проходящий 6-7 декабря в Москве и 
объединивший священнослужителей, государственных мужей, политиков, ученых, 
деятелей культуры, выражает братское сострадание чадам Сербской Православной 
Церкви, испытывающим беды и лишения в Косово. 
 
Массовое изгнание этих людей с их исконной земли, убийства и прочие 
преступления против них, разрушение и осквернение храмов — все это не только 
в корне противоречит любым нормам морали и права, но и компрометирует мирный 
процесс в Косово, ибо обращает в ничто его первоначально поставленные цели. 
Свидетельствуя нашу искреннюю поддержку Святейшему Патриарху Сербскому 
Павлу и всей Полноте Сербской Церкви, мы обращаемся к Правительству России, 
в ООН, ОБСЕ и ЮНЕСКО с призывом принять самые неотложные меры для скорейшего 
прекращения страданий сербов и других неалбанцев в Косово, для сохранения 
там религиозного и исторического наследия. 
Только мир, основанный на достойной жизни для всех, является справедливым, 
а значит, прочным. Если международное сообщество не поймет этого, кризис на 
Балканах никогда не прекратится". 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]