Отрывок из письма Новосёлова.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Павел П. 11:24:44 15/12/1999:

Это тринадцатое письмо из книги Новосёлова "Письма к друзьям". Написано в 1924 году. Ситуация в то время, мне кажется, чем-то напоминает нынешнюю. Может, кто-то найдёт ответ на вопрос: что делать? Всё письмо велико привожу конец. 
 
Эпизод с патр. Никифором являлся прямым и живым ответом на скорбный вопрос, перед которым стояли православные люди, прислушиваясь к тревожным, смущающим душу слухам, шедшим из Донского монастыря16, усердно и успешно поддерживавшимся газетными сообщениями'7. Этот поучительный эпизод восполнял то, чего недоставало в истории патриарха Тарасия, и ясно указывал нам путь в случае церковного осоюжения Святейшего Патриарха Тихона с христопродавцем Красницким и его гнуснейшими приспешниками и единомышленниками... 
Что такое — проступок эконома Иосифа по сравнению с долговременной, преступнейшей деятельностью изверга наших дней Красницкого, религиозно смутившего тысячи душ еретической пропагандой (см. журнал "Живая церковь") и коварно задуманным и путем наглой лжи, жестоких насилий и угроз осуществленным расколом, заключившего в тюрьмы и отправившего в отдаленные ссылки сотни служителей Церкви Христовой и доселе продолжающего, совместно с явными и тайными врагами Церкви, подкапываться под этот "столп и утверждение Истины"?! И, однако — Иосифа патриарх Никифор принял в общение по постановлению и с согласия собора епископов, не осмелившись взять на одного себя решение дела, а еретика и душегуба Красницкого Святейший Патриарх готовился единолично  принять и почти принял в Высшее Церковное Управление, долженствовавшее ведать дела русской православной Церкви!.. 
Говоря все это, я не осуждаю Патриарха: его положение настолько трудно, крест, который он несет уже несколько лет, настолько тяжек, силы его настолько подорваны, что едва ли у кого из чад Церкви явится по отношению к нему другое чувство, кроме чувства сострадания и желания помочь ему молитвой, советом и делом. Нельзя не признать, и даже следует подчеркнуть, что глава нашей Церкви очень чутко прислушивается к голосу не только архипастырей, но и паствы, точнее — всего церковного народа. Раздваиваясь в своих циркулярных распоряжениях относительно стилей19, поддаваясь (не страха ради иудейска20, а вполне бескорыстно — так верю я) коварным воздействиям окружающих его со всех сторон искусителей в деле воссоединения с живоцерковниками, Святейший Патриарх, как будто, нарочно тянул то и другое дело, держался, по выражению некоторых, "татарской политики", чтобы вызвать и услышать из среды православного народа живой голос его подлинной веры. И голос этот раздался, был услышан и явился для Патриарха твердой нравственной опорой для правильного решения затруднявших* его вопросов21. 
Православный народ совместно с верными Церкви архипастырями и пастырями охранил, по милости Божией, Святейшего Патриарха от гибельных для него и вредных для Церкви шагов. И в таком именно течении событий я вижу особое промышление Божие: очень важно и утешительно, что не Высшее Церковное Управление, отъединенное от верующего народа, устраняло соблазны и опасности, угрожавшие Церкви Божией, а все тело церковное, содрогаясь от соприкосновения с искушениями лжи и обмана, посрамляло врага, обнаруживая этим свою жизненность, сохранившуюся, несмотря на множество крайне неблагоприятных и в прошлом, и в настоящем обстоятельств. Слава, честь, поклонение и благодарение Тебе, Христе, чудесно врачующему немощные члены Тела Твоего! 
Простите, дорогие, если что переговорил или чего не договорил. Первое покройте любовью, а второе — собственным размышлением. Надеюсь вскоре возобновить беседу с вами. 
Прошу молитв. Недужность моя продолжается, хотя и в меньшей мере, чем было раньше. 
Милосердие Божие да покроет нас грешных! 
Любящий вас брат о Господе. 
 
Примечания 
16.Донской монастырь — резиденция Патриарха Тихона после его выхода из заключения. — 775 
17.Обращение В. Д. Красницкого к Патриарху с просьбой принять его (и его группу "Живая Церковь") в молитвенно-каноническое общение было опубликовано в "Известиях" (1924, № 147). Там же были напечатаны резолюция Святителя о согласии "ради мира и блага церковного" принять в общении Красницкоге и постановление Патриарха и Синода о создании нового Высшего Церковного Совета, куда был включен и Красницкий (по выражению Святейшего: "министром без портфеля"). В "Известиях" от 29 мая было опубликовано "Воззвание Патриарха Тихона" о подготовке Поместного Собора с участием бывших членов "Живой Церкви". — 173 
18.В переговорах Патриарха Тихона с Красницким участвовали также митрополиты Крутицкий Петр (Полянский), Тверской Серафим (Александров) и Уральский Тихон (Оболенский) (Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 2. Kusnacht, 1978. С. 264). -173 
19.См. прим. XI, 16. — 774 
20.Ин. 19, 38. — 174 
21.Решение Патриарха Тихона о принятии в общение Красницкого было обусловлено двумя причинами: а) желанием ускорить ликвидацию 
раскола путем создания прецедента примирения с одним из наиболее радикальных обновленческих вождей; б) обещанием властей освободить томящихся в тюрьмах и ссылках архиереев и допустить деятельность Синода. Однако столкнувшись со всеобщим недовольством верующих и духовенства (большое значение имела, в частности, беседа Патриарха с митр. Казанским Кириллом (Смирновым), просившим Святейшего "не жалеть архиереев"), св. Тихон прекратил всякие переговоры с Красниц-ким и уже в конце июня 1924 г. аннулировал майское соглашение с ним. — 174 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]