Re: Православие в Украине: Версия УПЦ(КП) – сообщ. 1


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено "дилетант" 10:56:24 17/12/1999
в ответ на: Православие в Украине: как оно есть, отправлено священник Андрей 18:34:59 15/12/1999

> Прошу пояснить, какие каноны нарушила УПЦ(МП)? (в представлении КП) 
 
Точного перечисления нарушенных (по мнению КП) канонов пока не нашел, а может и не найду ;-). Вот взгляд УПЦ(КП) на спорные события в УПЦ в начале 90-х. Основные пункты этой версии с теми или иными деталями обычно упоминаниются УПЦ(КП) в споре с УПЦ(МП). Цитата взята из биографии Филарета, с офиц. сервера УПЦ(КП):  
 
"7-8 июня 1990 г. епископат Украинской Православной Церкви, по инициативе митрополита Филарета, принял обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и архиереев Русской Православной Церкви о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. 25-27 октября 1990 г. Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет, как единогласно избранный украинским епископатом, стал Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом "Митрополит Киевский и всея Украины". 26 октября 1990 г. в Софиевском Соборе после Божественной литургии Патриарх Алексий II огласил решение Архиерейского Собора РПЦ и вручил митрополиту Филарету Патриаршую Грамоту на право быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви. 
 
После принятия Верховним Советом Украины 24 августа 1991 г. решения об провозглашении Украины независимым государством, митрополит Филарет 1-3 ноября 1991 г. созвал Поместный Собор УПЦ [от себя добавлю, что в другом месте также говорится, что Филарет имел каноническое право на созыв этого Собора], который единогласно принял решение о полной канонической независимости, т.е. об автокефалии Украинской Православной Церкви. Собор обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 1-2 апреля 1992 г. фактически отказал в предоставлении Украинской Православной Церкви Автокефалии. 
 
Патриарх Алексий II решил неканоническим способом отстранить митрополита Филарета от должности Предстоятеля Украинской Православной Церкви и поставить на его место своего ставленника – митрополита Владимира (Сабодана). 26 июня 1992 г. в нарушение канонов, Устава УПЦ [возможно, должно переводиться как 'Статута УПЦ'] и постановлений Архиерейского Собора РПЦ о самостоятельности и независимости в управлении УПЦ, по указанию Патриарха Алексия II в Харькове был созван "собор", который незаконно избрал еще одного митрополита Киевского. Им стал Митрополит Владимир (Сабодан), который был тогда Управляющим делами Московской Патриархии (РПЦ). 
 
Архиерейский Собор РПЦ осудил митрополита Филарета, но Владыка не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, считая его неканоническим и незаконным." 
 
 
> В данном случае трудно найти исторические аналоги. В Украине отделилась ЧАСТЬ Церкви, а не вся Церковь на данной территории. Последнее, действительно, часто бывало в истории, в т. ч. и с РПЦ. 
> Согласно же православной экклезиологии, в одном городе может быть только ОДИН епископ. Появление нового православного епископа свидетельствует о том, что прежний отвергнут Церковью (см. работу прот. Н. Афанасьева "Церковь Духа Святого"). 
 
По версии УПЦ(КП), насколько я могу судить, получается, что в Украине (вслед за распадом империи) – по единогласному постановлению Собора УПЦ, хотя и без разрешения РПЦ — образовалась одна Поместная Православная Церковь, которая _потом_, после назначения "еще одного" митрополита Киевского, распалась на части. 
 
 
К сожалению, пока не нашел официальной интерпретации вышеупомянутых событий с точки зрения УПЦ(МП). Если Вы знакомы с точкой зрения УПЦ(МП) на эти события, а также на правомерность применения КП понятия "каноничности" в описании событий – буду очень благодарен за информацию (источник, ссылку, или, если не жаль времени, Ваш пересказ/мнение) 
 
Есть еще один часто упоминаемый УПЦ(КП) спорный исторический момент. Однако, с Вашего позволения, я напишу о нем в отдельном сообщении – во-первых, там речь идет о других событиях – более давней истории, а во вторых, это сообщение и так уж больно раздутым получается …  
 
С наилучшими пожеланиями! 
 
Валентин 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]