Re (3): мистическая сторона литургического общения


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 16:41:43 29/12/1999
в ответ на: Re (2): О том, как надлежит выносит решение о впадении епископа в ересь, отправлено Алексей Чумаков 00:54:10 28/12/1999

> Но от Вашего прямого вопроса мы удалились — действительно, каковы последствия молитвенного общения с епископами-еретиками? Что Вы сами по этому поводу думаете, в чем тут опасность? В том что мы примем их ересь и станем думать как они, или есть некая мистическая сторона дела, и заблуждение (пусть искреннее) отделяет нас от Бога? Или же начав думать как они, мы и действовать станем как они, исходя их их воззрений на Бога, Христа и проч. — и именно эти самые неправые действия будут для нас душевредны? Просьба высказаться. 
> 
 
Увы, мистическая сторона дела, по-видмому, существует. Впрочем, трудно было предполагать, что это было бы как-нибудь иначе. 
 
Поминовение — это общение и через это общение уподобление тому, кто поминается.  
 
Вот что пишется об этом в «Послании с исповеданием веры, посланное от всех Святогорцев к царю Михаилу Палеологу, когда тот всеусильно спешил неразсудительно соединить с нами Италианцев, хотя они пребывали вовсе неисправленными в своих ересях и нераскаянными»  
(М., 1895, пер. и изд. текста Епископа Кирилловского Арсения /Иващенко/; документ относится к эпохе Лионской унии, заключенной в 1274 г.; император-униат Михаил Палеолог требовал от Святогорских монахов введения литургического поминовения Папы Римского и патриарха-униата Иоанна Векка): 
«Православная Церковь признает возношение имени архиерея при священнодействии за совершенное общение. В “Изъяснении Божественной литургии” св. Германа, патриарха Константинопольского, написано: “Священнодействующий возносит имя архиерея, показывая и свое подчинение высшему, и общение с ним, и преемство его веры и священнодействий”. 
 
Вот о чем пишется далее  в этом документе. 
 
Тот, кто поминает еретика за литургией оскверняет Священную Трапезу и самого себя. “Священники нарушали закон Мой, — пишется об этом в Священном Писании, — и оскверняли святыни Мои. Не отделяли несвятое от святого” (Иез. 22:26). “Общение через одно поминовение его, — пишет о еретиках преп. Феодор Студит, — налагает пятно, хотя бы поминающий был православен”». 
Вообще, приветствующий еретика уподобляется ему в его делах: «Кто приходит к вам и не приносит сего [православного] учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (II Иоанн. 10-11). Если приветствующий уподобляется тому, кого он приветствует, то тем более — поминающий за Божественной литургией. 
 
О мистической стороне опасности литургического общения верных с еретиками пишет и преп. Иоанн Дамаскин в "Точном исповедании православной веры", утверждая, что в Евхаристии мы таинственно соединяемся в одно тело, и болезнь, поражающая один орган этого тела, переходит и на все остальные. 
 
Не знаю как кого, а меня следствия из этой концепции, если мы ее правильно понимаем, ужасают. При этом получается, что литургия в церковных сообществах, переходных от православия к ереси или наоборот, совершается (а не так как утверждают сторонники теории "выключателя" — прекращает совершаться решительно и бесповоротно), но плодом сознательного причащения с еретиками является сама эта болезнь (или нечувствие к ней).  
 
Но как это может быть? Как может через Таинство передаваться болезнь? Или как соединение с Богом может, во-первых, осуществляться не только с недостойными, но и противящимися Ему, а во-вторых, распространять это противление Истине на других? 
 
Но, во-первых, таинство Евхаристии, единственное из всех, имеет смысл эсхатологический. В нем реально (или прообразующе — как кому будет угодно) наступает конец времен и совершается Второе Пришествие Христово. В этом Втором Пришествии Господь войдет в соединение со всем творением, с праведными и с недостойными Его. Это соединение будет для них Судом: вечным блажеством для праведников и вечной мукой для неправедных. Не стоит поэтому  удивляться тому, что соединение с Богом возможно для противящихся Ему: оно само является для них мучением. 
 
Во-вторых, и преп. Иоанн Дамаскин пишет, что соединение с Богом в Евхаристии является очистительным и наказующим огнем для недостойных. Через болезни и различные несчастные случаи он восприемлет уже в этой жизни наказание, которое следовало бы ему, в противном случае, на Страшном Суде.  
 
Тогда чему тут и удивляться. Если ты сознательно причащаешься с еретиками, то восприемлешь и их участь. Ты несешь вместе с ними суды Божии уже в этой жизни, и они тебя либо очистят, либо предадут в руки Судящего.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]