Re (4): Статья свящ. Петра Андриевского о ошибках в богословских воззрениях о.А.Кураева


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 12:56:25 22/01/2000
в ответ на: Re (3): Статья свящ. Петра Андриевского о ошибках в богословских воззрениях о.А.Кураева, отправлено Евгений 12:33:12 22/01/2000
 
>В самом деле — что происходит с православным человеком, когда он совершит какой-нибудь грех, ну предположим, скажет нехорошее слово или т.п. В этот самый момент он по учению о.Андрея отсекается от Церкви (как жестоко — жестче чем у католиков) — как гниющий орган, а при покаянии — присоединяется вновь . Вот оно здесь утеря адекватного понимания греха и упадение в пропасть самой жуткой схоластики. То всеми силами отказываются от первородного греха, то уподобляют грех гильотине.
 
 
В этом пункте, как раз, православие вполне последовательно в его воззрениях на природу греха и благодати. В православии грех есть исключительно акт воли, который есть направление энергии природы и относится к ипостаси, а не к природе, и в природе каким-либо образом грех, — личный ли, "коллективный" ли, как у о. Петра, — содержаться никак не может. В природе могут содержаться и передаваться через природу только последствия греха.
 
 
Поэтому первородный грех, как таковой, передаваться никак не может, и везде, где говорится (у ранних Отцов при еще не устоявшейся терминологии) о передаче первородного греха , речь идет о передаче последствий первородного греха. Поэтому никакой ответственности за первородный грех — личной или "коллективной" — человечество не несет.
 
 
Другое дело личный грех. Личный грех христианина есть поступок вопреки Христову способу существования, который он на себя воспринял. Его последствия — промыслительное отступление от христианина обожающей благодати, помогающей ему двигаться к Богу, а не в противоположную сторону. Другое дело, что христианин остается в Церкви и всегда может покаянием опять начать движение к соединению с Богом в благодати.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]