Внутриведомственная инструкция из одного гуманнейшего учреждения


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено полковник Рюмин 01:01:20 28/01/2000:

в ответ на сообщение из архива.

 
> К концу XV века еврейская вера пустила столь глубокие корни в Испании, что готова была совсем заглушить национальное древо; ...еще более увеличивал опасность ислам; древо было опрокинуто, но корни его уцелели. Вопрос сводился к тому, сохранится ли испанская нация (вот о чем речь шла! — п.Р.) или будет поделена между еврейством и исламизмом, иначе говоря, удастся ли суеверию, деспротизму и варварству одержать еще раз страшную победу над родом человеческим...Опасность росла день ото дня, и против нее Фердинанд Католик не смог придумать ничего лучше инквизиции... В подобном случае [когда речь идет о спасении нации — п.Р.] лучшим средством следует признать то, что может увенчаться успехом... 
 
 
Перед нами исторический документ. Это указ — своего рода инструкция для испанских инквизиторов, в которой перечисляются явные, на взгляд инквизиции, признаки отступничества так называемых испанских «новохристиан». В нижеперечисленных случаях донос становился обязательным. Начиналось расследование, которое и устанавливало степень виновности того или иного подозреваемого. Следствие должно было быть начато:
 
 
   1. Когда еврей, ставший христианином, ожидает Мессию или говорит, что он еще не пришел; что он придет для искупления людей его народа, освободит от пленения, в котором они стонут, приведет их в землю обетованную.
 
  2. Когда возродившийся в крещении снова принимает иудейскую религию.
 
  3. Если он говорит, что закон Моисея в настоящее время так же действителен для нашего спасения, как и закон Иисуса Христа.
 
   4. Если он соблюдает субботу из уважения к покинутому им закону, что достаточно доказывается тем, что он в этот день носит рубашку и платье более чистые, чем обыкновенно, что покрынвает чистой скатeртью свой стол и воздерживается зажигать в своем доме огонь с вечера предыдущего дня.
 
   5. Если он выбирает из мяса животных, которыми питается, сало или жир; если выпускает всю кровь, моя его в воде, или отрезает некоторые части, как, например, железу или ядро из ляжки барана или какого-либо другого убитого для еды животного.
 
   б. Бели перед тем, как его зарезать, как и овец, которыми он хочет питаться, он смотрит, нет ли на лезвии ножа, которым он должен воспользоваться,  какон-либо зазубрины, проводя им по ногтю пальца; если он покрывает кровь землею, произнося по еврейскому обычаю известные слова.
 
   7. Если он ест мясо в дни Великого поста или в назначенное для воздержания время без необходимости и думая, что это можно делать, не оскорбляя Бога.
 
   8. Если он соблюдает еврейский Великий пост, известный под разными названиями – «пост покаяния, искупления», «кипурим» или «йом-кипур», падающий на десятый еврейский месяц, называющийся «тишри». Это доказывается, если он ходит во время этого поста босым, наподобие настоящих евреев; если он читает их молитвы или находится в то время с евреями, чтобы следовать их образу действий, в особенности обычаю просить ночью друг у друга прощения; если отец кладет руку на голову своих детей, не делая крестного знамения и не произнося других слов, кроме следующих: "Будь благословен Господом и мною". Все эти обряды принадлежат закону Моисееву.
 
   9. Если он держит пост царицы Эсфири, который евреи соблюдают в месяце «адаре» в память поста, соблюдавшегося их отцами во времена их пленения в царствование Ассура.
 
   10. Если он держит пост «ребиаш», называемый постом гибели святого дома, который бывает в девятый день месяца «аба», в память разрушения храма, происходившего два раза — один раз при Навуходоносоре, а другой при Тите.
 
   11. Если он собюдает предписанные Моисеевым законом посты в понедельник и четверг каждой недели, что можно предположить, если он воздерживается в эти дни от еды до восхода первой звезды ночи; если он лишает себя употребления мяса; если моется накануне; если стрижет ногти и концы волос и хранит их или бросает их в огонь; если произносит некоторые еврейские молитвы, попеременно опуская и подымая голову, с лицом, обращенным к стене, вымыв предварительно руки водой и землей, одевшись в саржу, власяницу или льняное полотно и туго подпоясавшись нитяным шнуром или кожаным ремнем.
 
   12. Если празднует Пасху опресноков, поедая в эти дни утром селъдерей, салат-латук или другие овощи и огородные растения.
 
   13. Если соблюдает праздник «Кущей», начинающийся в десятый день месяца «тишри»; это можно узнать, если он воздвигает перед своим домом ветки зеленых деревьев, предлагает какое-либо угощение или принимает на него приглашение и если посылает или принимает подарки к столу во время этого еврейского торжества.
 
   14. Если соблюдает праздник «Светильников», который евреи празднуют в двадцать пятый день месяца «кислева», в память восстановления храма при Маккавеях; если он в эти дни зажигает свечи с часа до десяти и если он их тушит, читая молитвы, как делают евреи в таком же случае.
 
   15. Если он благословляет стол тем же способом, как и евреи.
 
   16. Если од пьет вино «кошер», что значит «законный», считая таковым то вино, которое приготовлено лицами, исповедующими иудейскую веру.
 
   17. Если он произносит «бахару», то есть благословение, беря в свои руки наполненную вином чашу и произнося над нею некоторые слова перед тем, как дать ее каждому из присутствующих. ѕ Словом «бераха», откуда происходит слово «бахара», евреи обозначают всякий род молитвы, употребляемой для благодарения Бога и для прославления Его. После празднования субботы, которое оканчивается некоторыми обычными в синагогах молитвами, евреи возвращаются к себе домой и садятся за стол. На нем они ставят солонку, два хлеба, покрытые скатертью, и чашу, полную вина. Отец семейства берет чашу и, прочитав молитву, отпивает глоток и тотчас же передает чашу присутствующим, которые пьют из нее один за другим.
 
   18. Если он ест мясо какого-либо животного, зарезанного евреями.
 
   19. Если он съел то же мясо, что и евреи, и сидел за их столом.
 
   20. Если он читал псалмы Давида, не говоря в конце: слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
 
   21. Если из уважения к закону Моисееву женщина не явилась в церковь на сороковой день после родов.
 
   22. Если кто-нибудь совершил обрезание или распорядился совершить его над своим сыном.
 
   23. Если он дал ему еврейское имя, выбранное из тех имен, которые носят евреи.
 
   24. Если после крещении своих детей новохристианин обмывает ту часть их головы, которая была помазана снятым мvром .
 
   25. Если через семь дней после рождения он погружает своих детей в таз, где положены в воду, по обычаю евреев, золото, серебро, зерна жемчуга, пшеницы, ячменя и другие вещества, в то же время произнося некоторые слова.
 
   26. Если он составляет гороскопы своих детей в момент их рождения и объявляет, что должно с ними в жизни случиться, на основании наблюдения светил, что является особым суеверием фаталистов.
 
   27. Если он женится, соблюдая обычаи, предписываемые законом Моисея.
 
   28. Если он совершает «руайа» ѕ обряд, состоящий в приглашении на обед своих родственников и друзей накануне дня отъезда; его называют «обедом разлуки». (Тут, на мой мой взгляд, все-таки слишком широкое поле для розыскных мероприятий! Это правило заставило бы в наши дни принять за евреев множество христиан, которые следуют этому обычаю, совсем не думая о Моисеевом законе. Но, повторяю, ко всему надо подходить конкретно-исторически- п.Р.)
 
   29. Если он носит на себе ладанки, употребительные у евреев.
 
   30. Если при выпекании хлеба он берет часть теста и сжигает ее в знак жертвы, по примеру евреев, которые приносят Богу в жертву кусок теста, как начатки им принадлежащих благ.
 
   31. Если в смертный час он повертывает лицо к стене или если его кто-нибудь другой кладет в такое положение раньше, чем он испустит дух. (Да уж, это действие есть явный признак признак иудаизма. — п.Р.)
 
   32. Если он вымыл или велел вымыть теплою водою тело умершего человека; если он приказал побрить его лицо, подмышки и другие части тела; если он распорядился похоронить его в новом саване, в штанах, рубашке и накидке; если он положил под его голову подушку из свежей земли или вложил монету в рот.
 
   33. Если он обращался к мертвым со словами похвалы или читал над ними печальные стихи. Это напоминает обычай евреев произносить речь или стихи в похвалу умерших. (Можно ли это счесть за ересь? Что думать тогда о надгробных речах некрологах? Но отцам-дознавателям было, конечно, виднее. — п.Р.)
 
   34. Если он разливал из кувшинов или другой посуды воду в доме умершего и в соседних с ним домах, чтобы согласоваться с обычаем евреев.
 
   35. Если он садился позади двери покойника в знак траура; если он ел рыбу и оливки вместо мяса, чтобы почтить его память.
 
   36, Если он остается дома в течение года после похорон кого-либо, чтобы доказать свою скорбь.  (Это, по-видимому, не должно было доставить инквизиции много жертв. — п.Р.)
 
   37. Если он велел похоронить умершего в нетронутой земле или на еврейском кладбище.
 
 
Оцените скурпулезность отцов-дознавателей и их глубокое знание фактической стороны дела.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]