Re (4): Учение о таинствах


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Случайно забредший католик 00:06:42 05/02/2000
в ответ на: Re (3): О причастии св.Таин, отправлено Анахоретъ 03:49:41 03/02/2000
 
> Как православный, уделивший в своё время разбору этой темы особое внимание, позволю себе не согласиться. Буду признателен, если Вы приведёте соответствующие цитаты из католических катехизисов и/или учебников по догматике.
 
 
Уважаемый Анахорет!
 
 
Чтобы удостовериться  в интересующих Вас подробностях учения Католической Церкви, достаточно заглянуть в текст официального «Катехизиса Католической Церкви», утвержденного Иоанном Павлом II. Соответствующие вопросы рассмотрены в параграфах 1114-1121 и, особенно, 1136-1144, где однозначно говорится, что литургия (в широком смысле – как богослужение в целом, а не только Божественная Литургия) есть действие «всецелого Христа», а ее служителем является всё Тело Церкви (Народ Божий, единый со своим Главой – Христом), в котором служебное священство имеет свои функции, и т.д.
 
Не хочу цитировать подробно – во-первых, из-за отсутствия времени, а во-вторых – дабы не быть уличенным в «прозелитизме на чужой канонической территории» :–) – я имею в виду форум «Православная беседа», к которому я отношусь с большим уважением.
 
Названный «Катехизис» есть на русском языке (М.: «Рудомино», 1997), он доступен во многих библиотеках и интересующийся может сам прочитать. Впрочем, если Вам недоступны библиотеки (Ваш псевдоним наводит на мысль, что Вы подвизаетесь где-то в пустыне и лишь компьютер связывает Вас с внешним миром), то на ряде западных языков «Катехизис» есть и в сети (а трудно предположить, что Вы могли всерьез, как Вы сами о том заявляете, изучать некоторые проблемы католического вероучения, не читая на основных западных языках). Могу по крайней мере снабдить Вас линком английского текста «Катехизиса»:
 
http://www.christusrex.org/www1/CDHN/ccc.html
 
(Соответствующие параграфы: http://www.christusrex.org/www1/CDHN/paschal2.html#CELEBRATING )
 
 
Если Вы заподозрите, что названный «Катехизис» отражает так сказать «реформированное» учение Католической Церкви (после II Ватиканского Собора), а раньше было на этот счет что-то иное, то целесообразнее всего было бы заглянуть в один из лучших предсоборных учебников по богословию – «Основы сакраментального богословия» иезуита Бернарда Лиминга (B. Leeming, Principles of Sacramental Theology. L. 1956); там на эту тему обстоятельнейший раздел. В Москве эта книга точно была в какой-то из серьезных библиотек, но не помню в какой (то ли в РПБ, то ли в Синодальной, то ли в обеих сразу).
 
В сети, однако, есть по-английски очень обстоятельная статья из американской «Католической энциклопедии» 1913 г., в которой вы можете удостовериться в том, что и раньше вероучение ничуть не отличалось в этом плане:
 
http://www.newadvent.org/cathen/13295a.htm#II
 
В этом сайте, кстати, есть по каждому пункту линки к соответствующим местам «Суммы теологии» Фомы Аквинского.
 
Думаю, небезынтересно будет также посмотреть материалы VII сессии Тридентского Собора, посвященной учению о таинствах:
 
http://history.hanover.edu/early/trent/ct07sbc.htm
 
Особое внимание обратите на канон 12.
 
 
Мне, тем не менее, тоже интересно, откуда у Вас такие искаженные данные о католической догматике. Правда, у меня есть по меньшей мере две догадки на предмет того, что могло исказиться подобным образом. Однако оставлю их пока при себе. Скорее всего, вы просто пользовались не самими источниками, а той полемической литературой, авторы которой ставят своей главной задачей найти у оппонента как можно больше ересей и ради этого не останавливаются ни перед передергиванием, ни перед подтасовкой фактов, ни перед откровенной «ловлей блох». Такого рода «полемические» тексты, к сожалению, можно найти едва ли не во всех конфессиях (к стыду нас, католиков, должен признать, что и у нас они встречаются), что не делает чести их создателям. Ревность об истине не может служить оправданием для клеветы (кстати, сам я порой оказывался в ситуациях, когда со стороны того или иного католика звучала неправда о Православной Церкви, – и в этих случаях я всегда старался прояснить правду).
 
 
Как видите, хотя я и хотел ограничиться лишь отсылками, ответ у меня получился достаточно пространным. Надеюсь, что в этом всё же не будут усмотрено желание кого-то обратить в католичество: не могу поручиться однозначно за всех католиков, но в отношении себя могу сказать, что в принципе не вижу необходимости обращать кого бы то ни было из христианства в христианство. Однако коль скоро каждый из нас с Вами, уважаемый Анахорет, считает себя христианином, то согласитесь, что Синайскую заповедь о лжесвидетельстве ни для одного из нас никто не отменял.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]