Re (4): Смысл поста


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 22:33:38 17/03/2000
в ответ на: Re (3): Смысл поста, отправлено Александр С. 16:04:19 14/03/2000
 
> "Кто вам сказал, что пост — богоугодное дело ?" — ?!
 
 
   Во многом согласна с Вами, Александр!
 
 
> Я могу ошибаться, но я считал, что пост, будучи сродни молитве, есть способ обращения к Богу, именно это является его главной целью.
 
 
   Согласна. Но вспомним и другое: Бог есть неизмеримость, преизобилие и самодостаточность: "Что Ти принесу, или что Ти воздам, Великодаровитый и Бессмертный Царю!..."
 
   При этом, Он пришел в мир, чтобы спасти каждого: "не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет 3,9). Не нуждается в наших добрых делах (посте, в т.ч.), но для нашего же Спасения благоволит им – по Своей «Доброте неизреченной». В них нуждаемся мы – для собственного Спасения..
 
  
 
> А подход Осипова мне кажется чем-то сродни "йоговскому" — с их "совершенствованием духа", закаливанием тела и пр.
 
>
 
 
> Согласен, что полезно ограничивать "притязания" тела, но всё же это мне кажется лишь второй по значимости задачей поста.
 
>
 
> Настройка, ориентация духа ?
 
>
 
> Дух (тот что с маленькой буквы) — это, как я считал, То, что снисходит в душу человека извне, То, что вселяется в нас. "Настройку" и ориентацию — мы получаем от Него.
 
 
Думаю, Вы правы. Но ведь Бог — по отношению к миру — Инобытие. Вот как о соотношении твари и Творца писал Св.Григорий Нисский: "Одно ограничено, другое не имеет границ; одно объемлется своей мерой, как того восхотела Премудрость Создателя, другое не знает меры; одно связано некоторым притяжением расстояния, замкнуто местом и временем, другое выше всякого понятия о расстоянии: сколько бы кто ни напрягал ума, столько же оно избегает любознательности. (...) Вообще, Божество, по отношению к Его естеству, остается недоступным, недомыслимым, превышающим всякое разумение..." (Опровержение Евномия, II)
 
   Поэтому и от нас требуется подготовить телесный сосуд для приятия Св.Духа по молитве нашей: "Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины (...) Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и Спаси, Блаже, души наша".
 
   В этом, наверное, смысл наших усилий, а увенчаются ли они успехом, – полагаю, как и Вы, – зависит от воли Божией. У каждого из нас ведь есть личный религиозный опыт, согласны? И знаете, наверное, как иногда, несмотря на все усилия, на кажущееся нам полное слияние всеми чувствами и мыслью с молитвенным призыванием, мы все-таки после нее иногда остаемся вдруг пусты. А иногда, в минуты самого крайнего отчаяния, вдруг, без всякой нашей на то воли, — такую Благодатную поддержку ощутим (и познаем сразу всю меру нашего собственного падения и недостойности, со слезами умиления ощутим вдруг: Господь покрывает всю нашу греховность, пришел Спасти каждого!)
 
   Правда ведь, Судьбы Господни неисповедимы!
 
  
 
            А вообще, все, что говорим мы (миряне ли, ученые ли богословы), — на мой взгляд, не стоит и одного животворящего,  возрождающего слова из уст Св.Подвижника, да и любого священника православного. Если злоупотреблю Вашим вниманием, простите. Но хочется очень процитировать дорогие для меня отрывки о посте из книги "Умереть нам не удастся" (1997) моего батюшки Константина Островского:
 
 
27. Живая и мертвая вода
 
 
В русских народных сказках есть типичный сюжет, когда богатыря убивают злые люди и рассекают на части, а потом любящая жена или серый волк возвращают его к жизни следующим образом. Сначала, чтобы останки срослись, их поливают мертвой водой, а потом — живой, и богатырь встает на ноги.
 
Как тело, прежде чем ожить, должно стать целостным, так и душа прежде принятия благодати Святого Духа должна обрести целостность. Мы нуждаемся в мертвой воде добрых дел, поста, воздержания, благодушного терпения скорбей и болезней — все это смиряет нас и делает способными принять живую воду благодати. Смирение и есть целомудрие души.
 
 
51. Как поститься в гостях
 
 
В Мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то. не ешьте (1 Кор. 10,27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.
 
Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: "Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного разочек пост нарушить". И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее "идоложертвенным", про которое апостол Павел сказал: "Не ешьте".
 
Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?
 
Если, будучи в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.
 
 
52. Воздержание полезное и вредное
 
 
Ко Христу пришли ученики Иоанновы а говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 14-15).
 
Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Его ученики — это кающиеся, пребывающие в сердечном плаче о своих грехах, внешним выражением которого являются телесные подвиги, и они же (подвиги) помогают сохранить внутренний покаянный плач. А когда мы предаемся им не ради духовного делания, а из тщеславия или гордости — это фарисейство. Внешне же истинный делатель покаяния от лицемера часто ничем не отличается.
 
Сыны чертога брачного — это те, кто пребывает в ощутимом сердечном единении со Христом. На душе у такого человека не пост, а Пасха, и он питается хлебом и водой, потому что его духовному утешению мешало бы утешение плотское, а не из фарисейства и не для борьбы с уже побежденными страстями.
 
 
123. Смириться может каждый
 
 
Духовные подвиги (усиленные посты, бдения и т.п.) не каждому под силу, и не все к этому призваны Богом. А к смирению все призваны, и для того, чтобы смириться, ничего не нужно. Для того чтобы сознаться самому себе и Богу в своем духовном ничтожестве, не нужно ничего, но нам приятнее здесь временно погордиться в ожидании вечного осуждения, чем здесь временно смириться, чтобы потом войти в Царство Небесное.
 
 
 
   Если Вас заинтересовала сама книга, даю ссылку на нее.
 
Книга находится на сайте:
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]