Гостиная
Архив форума
Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее.
Игнатий (Брянчанинов), свт.

 Ответьте пожалуйста
Любовь - 11:34 08.08.2005
Здравствуйте. Мне хотелось бы знать, как церковь относится к психологам и психоаналитикам. В некоторых вопросах должен помогать психолог, так ли это. Ведь есть люди неверующие, которые не пойдут к батюшке и т.д. Просто я хочу стать психологом или психоаналитикам, как человеку верующему мне нужно знать это.

 Личное мнение.
Андрей Владимирович - 12:55 08.08.2005
Любовь, Вы писали:
> Здравствуйте. Мне хотелось бы знать, как церковь относится к психологам и психоаналитикам.

* * * * * * * * * * * *
Извиняюсь, что ответ не официальный, а от частного лица. :-)
Просто мне тоже по другому поводу, но приходилось интересоваться этим вопросом.

Есть врачи от Бога. Вообще врач - очень близок по своей профессии к излечивающему язвы души Богу. Известен например святой целитель Пантелиимон, очень кстати почитаемый у нас. Господь, понимается как приносящим олблегчение людям не только чудесным образом, но и "естественным", т.е. через врача. Это общий вопрос. Церковь признает врачество за почитаемую профессию.

Вопрос именно о психологах. Это специфичная область врачебной деятельности, лечится душа, психика, а не зубы или переломы костей.
Во-первых, у меня есть знакомая практикующий психотерапевт, консультирует проблемных людей платно. Она верующая, вместе мы закончили с ней трёхгодичные богословские курсы. Личность конечно немного с отпечатком чего-то такого, но в целом - здоровый православный человек. И благочинный, она говорила, приглашает её на некоторую работу, после её выхода на пенсию. То есть - вполне можно сделать вывод, что никаких отвержений её професии нет.

Второе, есть очень замечательный труд православного психолога Н.Д.Гурьева "Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях". И уверен, что это не единственный врач-профессионал-психолог, который по-православному пишет и живёт, и работает. Например http://pms.orthodoxy.ru/pd/012.htm

Третье, распространенная ошибка, когда считают, что Православие можно свести к нравственно-культурному учению (как это делали например Э.Кант или Л.Н.Толстой). Психика у католиков - это верх человеческой деятельности. (неверно кажется звучит, но тем не менее), Православие же духовными ценностями дорожит. И Иоанн Златоуст - ученейший человек и Василий Блаженный - сумашедший, говоря современным языком, одинаково святыми признаются. Разобравшись для себя, что такое духовный можно понять, что психология и психика - это немного отстоящие от догматов Православия вещи.

Противоречие видится в том, что церковь исторически лечила души людские Таинствами, наставлениями на правильную жизнь. При монастырях знаю окормлялись душевно ненормальные люди. Теперь цивилизация предлагает врачебную помощь при нервных расстройствах. Конечно это искажает всё, вернее отражает искаженное понимание человека, материалистическое понимание.
Но духовно можно не вредится самому и не вредить пациенту, на мой взгляд, если придерживаться христианских взгладов. Не использовать методы "кодирования", того что схоже с магизмом и всяким колдовством. "Чисткой кармы", "диагностикой по ауре", что берёт свои корни из Восточных культов.

Вспоминаю случай, когда мне попал материал .... словом говорилось, что православному нельзя работать в банке. "Господь запретил давать деньги в рост". С неоднозначным выражением на моём лице я подошел к священнику на благословение работы в банке, открылась вакансия и меня пригласили. Так он запросто так благословил, пожелал успехов и хорошо трудится. У меня были сомнения. А оказалось - это пустое.

 Re: Ответьте пожалуйста
Аркадий - 13:53 08.08.2005
Здравствуйте, Любовь.
Как видится мне, отношение Церкви к психоанализу не может быть положительным. Если старик Фрейд считал, что религиозные чувства обусловлены либидо, а вера в существование Бога есть не что иное, как проявление "Эдипова комплекса", то психоанализу и Церкви не по пути. Возможно я ошибаюсь, но официальной точки зрения (решения) Церкви на проблему психоанализа не существует.
Психология - другое дело. Она может быть разной, ей может соответствовать и православный и неправославный подход. Есть православные психологи, одного из которых Вам представили в предыдущем ответе. Между тем, большинству православных, в т.ч. священству, свойственно настороженное отношение к психологии. Рекомендую Вам почитать один из номеров провославного журнала "Нескучный сад", который как раз был посвящён теме психологии. Это номер 1(8) 2004, его тема - "Может ли психология разобраться в душе?" Данный номер существует в электронном виде, с ним можно познакомиться на сайте журнала: http://www.neskuch.ru/index.php?issue=9


Архив форума