Гостиная
Архив форума
Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи, и в разуме говори; прежде, нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное; не хвались своим разумом и не думай, что ты знаешь более других.
Авва Исаия

 За богохульство- на каторгу.
Александр Павлов - 15:25 27.11.2006
Встретил в лит-ре любопытное утверждение:
До революции ( более точной период не указан)
за богохульные высказвания можно было получить 6-8 лет каторги.
Этот факт упоминался вскользь, тем не менее -источник вызывает доверие.

Может быть кто-то из со-беседников владеет вопросом?

 Re: За богохульство- на каторгу.
Александр Иванов - 15:41 27.11.2006
"По нашим законам за богохуление полагаются, смотря по степени умысла, важности преступления и месту его совершения, наказания от ареста до 15 летн. каторжн. работ." (Брокгауз).

Кстати, за прелюбодеяние (возвращаясь к недавней беседе) - "по уголовн. уложению 1903 наказание - арест." (оттуда же).

Золотые времена были :)

 За богохульство - в челюсть.
Вадим - 17:01 28.11.2006
> Золотые времена были :)

Времена у нас всегда золотые. :)

 Re: За богохульство - в челюсть.
Александр Павлов - 18:24 28.11.2006
Вадим, Вы писали:

> Времена у нас всегда золотые. :)


"слово твое, как колодец, но веревка нашего разума коротка" - не раз приходилось вспоминать читая Златоуста.

 Re: За богохульство - в челюсть.
Вадим - 10:27 29.11.2006
Александр,
"слово твое, как колодец, но веревка нашего разума коротка" - не раз приходилось вспоминать читая Златоуста.
а по-моему, Златоуст здесь вполне конкретен. Даже мне недалекому, понятно, что для меня сие недоступно. Т.е. в отношении меня - сколько угодно, но в моем исполнении - настоящее уродство.

 Re: За богохульство - в челюсть.
Александр Павлов - 12:34 29.11.2006
Вадим, Вы писали:
> а по-моему, Златоуст здесь вполне конкретен.

Да уж..
Соблазн однако.
Дал нехристю в бубен - и вот ты уже "воин Христов"

Кто из нас хоть раз не искал: "кому-бы морду набить?"
А тут - такое оправдание
"Слава тебе Господи. Без греха - и досыта".

 Re: За богохульство - в челюсть.
Вадим - 14:56 29.11.2006
Александр,
Дал нехристю в бубен - и вот ты уже "воин Христов"
О том и речь - на большее я и не способен, эпатаж да и только. :)

Кто из нас хоть раз не искал: "кому-бы морду набить?"
А тут - такое оправдание

Да, оправдание. Только Златоуст здесь уже ни при чем. Средство то же, но разные цели ("исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата" не стыкуется с поисками жертвы), соответственно и результат - непредсказуем.

"Слава тебе Господи. Без греха - и досыта".
:)

 Re: За богохульство - в челюсть.
Ветвь - 16:29 30.11.2006
Здравствуйте все собеседники!
> Александр,

Дал нехристю в бубен - и вот ты уже "воин Христов"
О том и речь - на большее я и не способен, эпатаж да и только.

Кто из нас хоть раз не искал: "кому-бы морду набить?"
А тут - такое оправдание
> "Слава тебе Господи. Без греха - и досыта".


А слова Апостола Павла?
(Римлянам 12:17,18) " ..не воздавайте злом за зло...Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано:"Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. ...Не будь побежден злом, но побеждай зло добром."
Всего доброго!

 Re: За богохульство - в челюсть.
Александр Павлов - 17:14 30.11.2006
Ветвь, Вы писали:

> А слова Апостола Павла?

Ну вот, сопоставьте со словами Иоанна Златоуста (по ссылке) - и попробуйте достать до дна колодца разумом.

Бить, или не бить. Вот в чем вопрос.(с)Почти Шекспир.

 за зло - в печень.
Вадим - 10:05 01.12.2006
Ветвь, Вы писали:
> А слова Апостола Павла?

> (Римлянам 12:17,18) " ..не воздавайте злом за зло...

Во-первых, где Златоуст говорит о воздаянии злом за зло? и уж тем более - о мщении за себя?
Во-вторых, иногда так случается, что гораздо соблазнительней будет "не воздавать". Иногда это значительно легче, и опять же Писанием подкреплено. Другой раз даже делать ничего не надо - только "промолчи"(с). Лишь несколько позже выясняется, что ты просто спрятался за чью-то щеку. В этом ключе если нужно будет ударить его, не отказывайся. "Не отказывайся" - чтобы своим "непротивленьем злу" не попасть "в палачи".
В-третьих, как бывшый(?) богохульник скажу, что лучше бы я в свое время получил по зубам, чем сказал то, что сказал. Во истину - "пусть разнообразно будет лекарство".

> Всего доброго!

Всего доброго и Вам.

 Re: За богохульство- на каторгу.
Владимир Ковальджи - 15:43 27.11.2006
Из Википедии:
___________________
В законодательстве Российской империи под богохулением разумелось всякое посягательство на всё признаваемое христианскою верой вообще и православной церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и православной церкви или порицании их.

Субъектом этого преступного деяния могло быть всякое лицо, объектом считались охраняемые правом «честь и уважение ко всему признаваемому божественным или священным христианскою верою вообще и православной церковью в особенности». По букве закона сюда относились: Единосущная Божественная Троица, Пречистая Дева Мария, Честный крест, бесплотные силы Небесные, Святые Угодники Божии, их изображения, Св. Писание, Св. Таинства и вообще религиозные догматы и обряды.

Весьма характерно, что так сурово закон подходил к богохульству только в отношении христианских, в особенности — православных святынь, боги и святыни прочих религий законом не оберегались. Публичное хуление мусульманином Аллаха или тунгусом — Будды не признавалось богохульством в смысле законодательства. При этом ругательство над еврейской Библией в публичном собрании могло быть подведено под понятие богохульства, так как под выражением «Священное Писание» закон понимал всю христианскую Библию, а следовательно, и Ветхий Завет тоже.

Хотя субъективной стороной богохульства признавался умысел «поколебать веру присутствующих или произвести соблазн», наказуемость не устранялась и в тех случаях, когда оно было совершено неумышленно и даже случайно, вообще без умысла оскорбить святыню, когда виновный не знал и не мог знать о преступности своего деяния.

Самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12—15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершённом в церкви. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6—8 лет, а виновный в богохульстве, совершённом лишь при свидетелях, — лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдалённейших местах Сибири. Неумышленное богохульство, совершённое по неразумению, невежеству или пьянству, наказывалось тюрьмой. За недонесение о богохульстве недоносители приговаривались к тюрьме или аресту.

Интересно, что наказание за богохуление или порицание веры, совершённое посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст. 181 Улож. о наказ.), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры, хотя печать, могущая действовать на бесконечное число людей и на последующие поколения, представляет собою гораздо более опасное средство совершения этого преступления, чем слово, действие которого ограничено сравнительно незначительным числом слушателей и вовсе не долговечно. Причина этой странной постановки наказуемости неизвестно, можно лишь предполагать, что законодатель считал печатную форму менее доступной широкому кругу людей, ввиду их неразвитости, а вместе с тем и менее способной возбудить страсти толпы и вызвать беспорядок.
_________________

 Re: За богохульство- на каторгу.
Александр Павлов - 16:07 27.11.2006
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Из Википедии:


> наказуемость не устранялась и в тех случаях, когда оно было совершено неумышленно и даже случайно, вообще без умысла оскорбить святыню, когда виновный не знал и не мог знать о преступности своего деяния.


Собственно, читал я утверждение у Льва Успенского.
Он же далее писал, что несмотря на такую строгость - публичные речи типа: "Это Богоявленье - такая глушь и комариное болото" - никому и в голову не приходило рассматривать как богохульство - т.к очевидно, что речь шла о названии места.
(привожу по памяти)

А Иванову
Похоже, что наказание за хуление духа осталось.
Только почитаемый дух сменился.
IMHO

 Re: За богохульство- на каторгу.
slavindo - 13:12 28.11.2006
Любопытный закон. Навроде как у нас сейчас есть законы про проститутцию, взятки и нецензурную ругань...


Архив форума