Беседы о Православии
Архив форума
Неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя; да и в другое время не должно делать сего для того, чтобы мстить за себя.
Дорофей, авва

 Список догматов
Братец Дыкъ - 09:32 31.03.2005
Существует ли в Православии "официальный" список догматов?

С одной стороны, на сколько я понимаю, какого-то формализированного списка нет, но тогда на чем основываются авторы учебников по догматичесому богословию? Ведь сказать что какое-то утверждение истиное, на сколько я понимаю, далеко не тоже самое, что утверждать чтоэто утверждение является догматом Церкви. В противном случае ИМХО мы просто нивилируем само понятие "догмата".

 Огласите весь список...
Александр Павлов - 13:35 31.03.2005
Ага, помнится, я про то же спрашивал.
А так же про разницу между догмой и догматом.
Не очень хорошо сумел понять тогда ответы.
Может, сейчас лучше пойму.

Считал, что Символ Веры - есть краткое изложение догматов.
Потом А.Иванов сказал мне, что протестанты его тоже признают.
Добавилось сразу и понимания и тумана.

Неуж-то придется в ЖЖ народ спрашивать, а?

 Re: Огласите весь список...
Братец Дыкъ - 18:18 31.03.2005
Александр Павлов, Вы писали:
> Ага, помнится, я про то же спрашивал.

> А так же про разницу между догмой и догматом.

> Не очень хорошо сумел понять тогда ответы.

> Может, сейчас лучше пойму.

>

> Считал, что Символ Веры - есть краткое изложение догматов.


Конечно есть, но не исчерпывающее.

> Потом А.Иванов сказал мне, что протестанты его тоже признают.

> Добавилось сразу и понимания и тумана.


Не все протестанты, и признают по разному (как ты понимаешь проблема интерпретации не специфична для Библии, но относится к ЛЮБОМУ тексту. Так же и с Символом Веры - они его признают, но понимают как хотят :) ).

> Неуж-то придется в ЖЖ народ спрашивать, а?


Дык, спроси, если что толковое ответять перепечатай сюда.

Меня же интересует критерий отбора матерьяла по догматическому богословию в Православии (в Католичестве и Протестантизме - как это происходит, понятно).
Или же тоже самое, но сдругого бока: критерии для оценки учебников (или просто книг) по догматическому богословию, кроме второстепенных, таких как, легко или тяжело читать, или стиль изложения.

 И ты Брут... и я Брут, и все мы немножко Бруты...
Александр Павлов - 20:33 31.03.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:

> Конечно есть, но не исчерпывающее.

Ага, значит кроме членов Символа Веры есть положения - незнания которых - есть нерадение, отрицание(чересчур вольное толкование) которых - есть заблуждение, а упорство в своем заблуждении и попытка навязать его ближнему - суть ересь ( самоотлучение от Тела Христова)
Так понял?

Католики для себя такой список составили, пронумеровали, сброшуровали и выпустили в тираж.
А ты спрашиваеш об его аналоге в Православии.
Так?
Т.е не просто Согласие Отцов, а факт этого согласия зафиксированный в документах соборов... ( с прилагющимся списком)

Не знаю... я бы больше обрадовался отсутствию такого " документального расширения " к Символу Веры.
IMHO - пусть это будет частью Предания :)
> Так же и с Символом Веры - они его признают, но понимают как хотят :) Ну я слышал о пестроте направлений в протестнанизме. Так всяк сам для себя "С кафедры" глаголеть может :)

Понятно, что интерпретировать на свой лад мы все горазды. Каждый сам себе немножко Лютер.
Помогает от этого только Евхаристия - да и то толко в той мере в какой мы согласны принять Помощь



> > Неуж-то придется в ЖЖ народ спрашивать, а?

>

> Дык, спроси, если что толковое ответять перепечатай сюда

Ох... боюсь. Вдруг люди ( хорошие, грамотные) найдут в ответе повод выяснять кто из них больший еретик.
Так бывает с хорошими людьи с богословским образованием.
Не буду искушать ни их ни себя.
Здесь, на ПБ, с этим искусом как-то устаканилось ( поклон модераторам)
.
>

> Меня же интересует критерий отбора матерьяла...


Братец, а как на ЦСЯ перевести фразу "критерий отбора матерьала" ;)

 чуть встряв,
Владимир Ковальджи - 00:37 01.04.2005
> Ага, значит кроме членов Символа Веры есть положения - незнания которых - есть нерадение, отрицание(чересчур вольное толкование) которых - есть заблуждение, а упорство в своем заблуждении и попытка навязать его ближнему - суть ересь ( самоотлучение от Тела Христова)

> Так понял?


Ну да.
К Символу позже добавили (но не ввели в него) догматы:
О двух природах во Христе
О двух волях во Христе
(Т.е. по сути расширенные комментарии-толкования слов "и воплотившегося")
Об иконопочитании

По большому счету вот и все догматы...

> > Меня же интересует критерий отбора матерьяла...


> Братец, а как на ЦСЯ перевести фразу "критерий отбора матерьала" ;)


"цся-Братецъ": Аз же знати хощу, како разумеют избрати от словес вернейшее
:)

 Re: чуть встряв,
Александр Павлов - 16:29 01.04.2005
Владимир Ковальджи, Вы писали:

> Ну да.

> К Символу позже добавили (но не ввели в него) догматы:

> О двух природах во Христе

> О двух волях во Христе

> (Т.е. по сути расширенные комментарии-толкования слов "и воплотившегося")

> Об иконопочитании


Ах да. иконоборчество, монофизиты, монофилиты, ипостасность, страсти неукоризненые . ( выдал ассоциативный ряд, простите)
Конечно, надо было бороться с "кренами" и "уклонами"
Конечно, накренившись легко упасть.
На то и дана нам Церковь.
Но... не помню на каких это соборах было принято. Можно, конечно, посмотреть, найти. в т.ч и имена ересиархов. против учений которых догматы и закреплялсь на Соборах

Любит ли сын свою мать если не знает ее биографии в подробностях?

Да, нужна опора в том числе и в документах, постановлениях.
Харизматизм ничуть не лучше юридизма.
Помоги Господь рабу своему Александру (Иванову) - в создании "Древа"
IMHO - оно для того и создается. чтобы помочь таким разгильдеям как я.

Православная позиция о Непорочном зачатии до сих пор не оформлено в виде догмата. И это хорошо.
Для любящего дитя , Мать- всегда непорочна.
Даже если дитя искушено.



> "цся-Братецъ": Аз же знати хощу, како разумеют избрати от словес вернейшее

> :)

ээээ... обратный перевод дает - "Найти верное слово"
И ничего про "критерии." IMHO :)

 Re: Список догматов
Алексей Черкасов - 17:19 02.04.2005
Полистал свою семинарские учебники, попытался найти «школьный» ответ. Итак...
Понятие о догматическом богословии: Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

История термина «догмат»: Сам термин "догмат" имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под понятием "догмат" понимались философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система.
В Новом Завете мы встречаем употребление слова "догмат" в двух смыслах. Во-первых, оно может пониматься как некоторое постановление, в частности, в Евангелии от Луки словом "догма" назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления первого Иерусалимского Апостольского Собора названы «ta dogmata», т. е. множественное число от «dogma» (Деян. 16, 4).
У апостола Павла в его посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) слово "догмат" употребляется в значении христианского учения во всей полноте.
Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Именно в таком, Павловом смысле слова этот термин употреблялся священномучеником Игнатием Антиохийским, священномучеником Иустином Философом, Климентом Александрийским и Оригеном.
Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин "догмат" закрепляется за истинами вероучительными. В IV веке мы встречаем это различие у свт. Кирилла Иерусалимского, у свт. Григория Нисского и на рубеже IV—V вв. у свт. Иоанна Златоуста. Все они называли догматом только то в Откровении, что относится к области веры, а не нравственности.
В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.

Источники: В Московской Духовной Семинарии (заочное отделение) пользуются книжкой Архим. Алиппия (Кастальский-Бороздин), архим. Исайи (Белов). Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
Наш преподаватель также настойчиво рекомендовал еше два пособия:
- Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс Лекций. Москва. Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997;
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991
Лично мне очень понравились лекции иерея Олег Давыденкова. Написано просто и с привлечением массы интересных фактов. Даже жалко, что пролистывал все в спешке перед экзаменом. Эту книжку бы не спеша, по паре главок в день читать... Вот только где время-то найти в наших вечных гонках?


Архив форума