Беседы о Православии
Архив форума
Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его - и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лук. 19,41)? И над нами во многом посмеивается диавол - за что же ненавидеть того, кто подобно нам осмеян и над нами посмевающимся диаволом? И за что ты, человек, ненавидишь грешника? Не за то ли, что он не имеет праведности подобно тебе? Но где же твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его. Иные по невежеству возбуждаются к гневу, считая себя умеющими судить дела грешных.
Исаак Сирин, преп.

 Можно ли считать православными следующие утверждения -
Саша - 22:44 20.04.2005
1. Вселенная - дружественная для тебя система.
2. Ты сам в ответе за все, что происходит в твоей жизни. Неудачи? Проанализируй ошибки и исправь их.
3. Каждая совершенная ошибка - это опыт - как не надо действовать.

 Re: Можно ли считать православными следующие утверждения -
Nik - 23:28 20.04.2005
Привет, Саша, Вы писали:
> Можно ли считать православными следующие утверждения -

> 1. Вселенная - дружественная для тебя система.

> 2. Ты сам в ответе за все, что происходит в твоей жизни. Неудачи? Проанализируй ошибки и исправь их.

> 3. Каждая совершенная ошибка - это опыт - как не надо действовать.


Ой,а мне кажется это из какого-то курса медитации ... :(?

 Ну и что?
Саша - 00:29 21.04.2005
Привет, Николай

> Ой,а мне кажется это из какого-то курса медитации ... :(?


Ага. Одна из NLP-практик. Ну и что?

 Re: Одна из NLP-практик?
Nik - 01:23 21.04.2005
> > Ой,а мне кажется это из какого-то курса медитации ... :(?


Саша, Вы писали:
>

> Ага. Одна из NLP-практик. Ну и что?


Ты спросил, я тебе свое мнение сказал. Вот и все.
Можешь им пренебречь.
А чего спросил то? :)

 НЛП иное
Иерофант - 12:17 21.04.2005
Саша, Вы писали:
> Ага. Одна из NLP-практик. Ну и что?


Насколько я помню, один из основных принципов НЛП - "Вселенная есть неограниченный источник ресурсов для тебя". А акцента на дружественности там не делается.

 Оффтопик (-)
Александр Иванов - 12:47 21.04.2005


 Re: Можно ли считать православными следующие утверждения -
Владимир Ковальджи - 02:45 21.04.2005
> 1. Вселенная - дружественная для тебя система.


До грехопадения была таковой. А вот после.........

> 2. Ты сам в ответе за все, что происходит в твоей жизни. Неудачи? Проанализируй ошибки и исправь их.


Это очень хорошо, но недостаточно. Что-то тактически удастся сделать, а по большому счету - нет. Т.е. и христианин может такую фразу сказать, но _подразумевая_, что сие не без Божьей помощи. А без оной - стратегическое поражение...

> 3. Каждая совершенная ошибка - это опыт - как не надо действовать.


Ну, это просто перефразировка общечеловеческих поговорок типа "на ошибках учатся" и "за одного битого двух небитых дают" :)

 Re: можно но с натяжками и допущениями ...
Вадим - 08:56 21.04.2005
... а уж коли так, то стоит ли профанировать NLP ;) или наоборот - расширять путь к спасению?
По всем пунктам согласен с Владимиром.

> > 3. Каждая совершенная ошибка - это опыт - как не надо действовать.

некое поощрение к совершению таковых, как минимум, утешение себя или снотворное для совести.
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. (Екл. 11,9) - являюсь живым подтверждением последних слов, к чему мне теперь "опыт - как не надо действовать"?

 Re: Можно ли считать православными следующие утверждения -
Nik - 08:11 23.04.2005
> > 1. Вселенная - дружественная для тебя система.


Владимир Ковальджи, Вы писали:
> До грехопадения была таковой. А вот после.........


До падения Денницы?

А что имел ввиду Папа Иоанн Павел Второй, сказав: "Искупитель человека, Иисус Христос, есть центр космоса и истории. К Нему обращаются моя мысль и мое сердце в этот торжественный час ... " http://www.krotov.info/acts/20/voityla/19790309.html

Можно ли в православной литературе найти такое утверждение, что Христос, есть - центр космоса?

  Можно ли считать православными следующие утверждения -
Nik - 01:26 26.04.2005
> что имел ввиду Папа Иоанн Павел Второй, сказав: "Искупитель человека, Иисус Христос, есть центр космоса и истории. К Нему обращаются моя мысль и мое сердце в этот торжественный час ... " http://www.krotov.info/acts/20/voityla/19790309.html

>

> Можно ли в православной литературе найти такое утверждение, что Христос, есть - центр космоса?


Спасибо. :)
Пойду спрошу на кураевском. :)

 Re: Можно ли считать православными следующие утверждения -
Виктор П. - 09:21 21.04.2005
> 1. Вселенная - дружественная для тебя система.


Утверждение настолько общее, что и смысла-то особого не имеет.
В качестве фундамента какой бы то ни было системы взглядов - жидковато. Дом на таком фундаменте не построишь.


> 2. Ты сам в ответе за все, что происходит в твоей жизни. Неудачи? Проанализируй ошибки и исправь их.


"Если у тебя запор, проанализируй, что ты ел вчера".
Не поспоришь, мысль верная, но увы - столь же банальная, как и номер 1.

> 3. Каждая совершенная ошибка - это опыт - как не надо действовать.


См. п.1 и 2. - из той же серии.


Если эти мысли - составляющие НЛПшного "символа веры", то это путь в никуда. Ибо это типичный пример манипуляции по принципу:
- Ты веришь только мне, я тебя никогда не обманываю. В этой комнате одно окно - видишь, я говорю правду, мне можно верить. У тебя на руке 5 пальцев - смотри, только я могу сказать тебе настоящую правду...

И не поспоришь - налицо "учение, основанное на правде".

А вообще, Саша, брось ты все эти модные "практики", "методики" и "тренинги" - не нужны они православным людям.
Вот ты хотя бы для себя сформулируй - зачем тебе все эти духовные казаки-разбойники?
Оно тебе надо?
И что в них есть такого (нового), чего не было бы в святоотеческой литературе и во всей православной традиции?

Ну, в качестве интеллектуального развлечения (узнать, что это такое) - можно, но осторожно, сохраняя дистанцию. Как врач, изучающий бациллу - в перчатках и защитной маске. :-).

Бог в помощь!

 Re: Можно ли считать православными следующие утверждения -
Братец Дыкъ - 16:51 21.04.2005
Саша, Вы писали:
> 1. Вселенная - дружественная для тебя система.

> 2. Ты сам в ответе за все, что происходит в твоей жизни. Неудачи? Проанализируй ошибки и исправь их.

> 3. Каждая совершенная ошибка - это опыт - как не надо действовать.


Саша, тут по большому счету возможно два варианта: или ты слегка переврал то что тебе дали как пресупозиции НЛП, либо тебе под видом НЛП впихивают какую-то туфту. На последний же вариант наводят твои слова "Одна из NLP-практик" - это не характерная для нлперов манера самоиндентивикации.

Православными же эти утверждения считать нельзя, так же как не являются православными закон Паркинсона или учебник по неорганической химии.

З.Ы.
Если у тебя по молодости лет есть большое желание устроить чегось аля "расширить границы сознания" познакомься с этими людьми: http://reshma.com.ru . Лучше попасть к ним на подходящий тебе семинар и познакомиться лично, вариант миниум созваниться и попросить совета и рекомендации кому обратиться в Москве. Во-превых, они православные, во-вторых, они компетентны, и как миниум не порекомендуют туфтовую контору. Вокруг же НЛП и психологии вообще столько бырдака и мошейничесва, что наугад туда лучше не соваться.

 Re: Можно ли считать православными следующие утверждения -
Анна - 18:45 21.04.2005
1. 2+2=4
2. 2+2=7
3. у треугольника 8 углов
4. семь раз отмерь, один раз отрежь
5. долгая нитка - ленивая девка
.....
;)

а вот что касается пользы медитации - не берусь сказать... даже по поводу медитации над утв. 1

 Re: Вы Бабеля любите? :)
Братец Дыкъ - 23:01 21.04.2005
Анна, Вы писали:
> а вот что касается пользы медитации - не берусь сказать... даже по поводу медитации над утв. 1


Это ИМХО интересный вопрос, особенно, учитывая распространенность на западе христианской медитации.
Собствено вопрос, какой из двух вариантов более верен:
1) Под медитацией в англоговорящих странах (это те страны по которым я могу судить) понимают более широкий спектр деятельности человека, и часть из него вполне подходит, а то и полезна для православных;
2) Христианская медитация - просто еще один продукт западных ересей и апостасии. Ее надо особо опасаться, как "волка в овечьей шкуре".

 честно сказать, не очень
Анна - 16:46 22.04.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:

> Это ИМХО интересный вопрос, особенно, учитывая распространенность на западе христианской медитации.

> Собствено вопрос, какой из двух вариантов более верен:

> 1) Под медитацией в англоговорящих странах (это те страны по которым я могу судить) понимают более широкий спектр деятельности человека, и часть из него вполне подходит, а то и полезна для православных;


я просто плохо понимаю, что имеется в виду. Слово очень расплывчатое, и содержание может самым разным. Но в любом случае я не могу рекламировать товар, который сама не беру (пусть даже и зря)

> 2) Христианская медитация - просто еще один продукт западных ересей и апостасии. Ее надо особо опасаться, как "волка в овечьей шкуре".


м.б. даже не западных, а восточных ;)

 А вот это что за практика?
Киот - 18:50 22.04.2005
Разве это не медитация?
"Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око твоё на пупок свой; далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать и отыщи глазом приблизительно то место сердца, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твоё, но когда проведёшь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видал, увидишь весьма ясно, что вокруг сердца твоего распространяется Божественный Свет""

 Re: Ммм... кислородного голодания?
Братец Дыкъ - 19:20 22.04.2005
Киот, Вы писали:
> Разве это не медитация?

> "Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око твоё на пупок свой; далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать и отыщи глазом приблизительно то место сердца, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твоё, но когда проведёшь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видал, увидишь весьма ясно, что вокруг сердца твоего распространяется Божественный Свет""


Я понимаю, что это исихазм, и естестенно ничего против этой практики не имею, но, когда читаешь подобные тексты, возникает вопрос, указаный в сабдже. Или обобщено, какова роль чисто психологических состовляющих в этой и подобных практиках? А так же где в принципе границы дозволенного?

Если кислородное голодание - допустимо, может ли быть допустимы психотропные средства (которые широко используются в шаманских практиках, от родного мухоморного отвара, до ихнего пейота)?

И последнее зачем это все надо?

 Вот то-то и оно-то
Киот - 19:30 22.04.2005
Я пока не могу для себя оправдать подобного рода рекомендации. Думаю, что это нечто "приросшее" к исихазму. Помню в детстве мы дышали глубоко, а потом друг другу на солнечное сплетение надавливали - очень забавное ощущение, но к умному-то деланию каким боком?! Теряюсь.

 а, вот нашла
Анна - 20:25 22.04.2005
Таким образом, «возделывание земли сердца»112, согласно автору трактата, происходит благодаря непрестанному пребыванию ума в сердце. Но для того, чтобы ум водворился в сердце, необходимо использование психосоматического метода, который описывается следующим образом:

<...> Сев в безмолвной келье и наедине в [каком-либо] одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе. Затвори дверь [ума] и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь — о чудо! — непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов. Прочему ты научишься, с [помощью] Божи-ей, в хранении ума, держа Иисуса в сердце.

Психосоматический метод молитвы Иисусовой был в XIII веке описан также Никифором Безмолвником, автором трактата «О хранении сердца». Этот небольшой трактат представляет собой подборку аскетических текстов, которую заключает комментарий самого Ни-кифора. В комментарии указывается на необходимость опытного наставника для научения деланию молитвы Иисусовой. Впрочем, отсутствие такого наставника не является непреодолимым препятствием для овладения известным нам методом сведения ума в сердце при помощи дыхания:

Ведомо тебе, — пишет Никифор, — что дыхание наше, коим дышим, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкие, которые облекают сердце и, проводя через себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом, дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи его, брат, нескоро оттуда выходить: ибо вначале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то, наоборот, не любит кружиться вовне, потому что ему там 115 не невесело и не нерадостно. Как муж некий, бывший в отлучке от дома, когда возвратится, сам себя не помнит от радости, что опять увиделся с детьми и женою, обнимает их и не наговорится с ними, так и ум, когда соединится с душой, исполняется неизреченной сладости и веселия <...> Когда таким образом войдешь ты в сердечное место, как я тебе показал, воздай благодарение Богу и, прославляя Его благость, держись сего делания всегда, и оно научит тебя тому, чего другим путем не узнаешь никогда. Подобает же тебе при сем знать, что, когда ум твой утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», и никогда не умолкать. Ибо это, содержа ум немечтательным, делает его неуловимым и неприкосновенным для прилогов вражеских и каждодневно все более и более вводит в любовь и вожделение Бога 116.

На тот случай, если «сердечный вход» не откроется подвижнику после долгого труда, Никифор дает такой совет:

Ведомо тебе, что рассудок всякого человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. Итак этому рассудку, изгнав из него всякий помысл, — ибо сможешь, если захочешь, — дай сию молитовку: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — и понудь его вместо всякого другого помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякого сомнения 117.

В приведенном описании отсутствует упоминание о воззрении умом на чрево; основной акцент сделан на дыхательной технике, которая, по мысли Никифора, должна помочь подвижнику обрести «сердечное место». Однако очевидно, что речь идет о том же самом способе молитвы, который описан в цитированном выше «Методе священного внимания и молитвы», дошедшем до нас под именем Симеона Нового Богослова. Можно было бы привести и другие исихастские тексты, в которых говорится о психосоматическом методе молитвы, однако, думается, и рассмотренных текстов достаточно для того, чтобы понять, что этот метод не привносит ничего принципиально нового в традиционное восточно-христианское учение об «умном делании», а лишь более детально описывает некоторые внешние аспекты этого делания.


В сочинениях святителя Григория Паламы тема молитвы Иисусовой получает развитие в связи с полемикой, в которую он был вовлечен (о некоторых аспектах этой полемики мы уже говорили в Главе II). Главный противник Паламы, Варлаам Калабрийский, высмеивал психосоматический метод молитвы Иисусовой, называя практиковавших его монахов «омфалопсихами», или «пуподушниками», как если бы они считали, что душа человека находится в его пупке. Защищая исихастскую практику, святитель Григорий считал необходимым прежде всего дать ей антропологическое обоснование. По его учению, душа — это «единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием»; телесным органом, в котором локализован ум человека, является сердце — «сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения» 121. Это антропологическое понимание основано на учении Макария Египетского о том, что «сердце правит всем составом человека» и что «все помыслы души — в сердце»122.

Если разумная способность души должна быть соблюдена в трез-вении, продолжает святой Григорий, «что же мы должны делать, как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов?» Сердце — главный телесный орган, престол благодати, где находится ум и все душевные помыслы; оно есть «внутреннеишее тело тела», и именно в него следует заключать ум123. Если ум во время молитвы будет находиться вне тела, как рекомендовали противники исихазма124, то он никогда не сможет достичь внимания и сосредоточения, но всегда будет пребывать в состоянии парения и рассеянности. Именно поэтому ум, облаченный в тело, должен быть локализован в какой-либо части тела, а таковой частью, по традиционному учению, является сердце. В сердце же ум сходит благодаря дыханию и вместе с дыханием. Святитель Григорий пишет:

<...> Поскольку у только что приступивших к борению даже сосредоточенный ум постоянно скачет и им постоянно приходится снова его возвращать, но он ускользает от неопытных, которые еще не знают, что нет ничего более трудноуловимого и летучего, чем их собственный ум, то некоторые советуют внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание, в наблюдении за ним как бы задерживая дыханием и ум, пока, достигнув с Богом высших ступеней и сделав свой ум неблуждающим и несмешанным, трезвенники не научатся строго сосредотачивать его в «единовидной свернутости»125. Можно видеть, что так и само собой получается при напряжении внимания: при всяком сосредоточенном обдумывании, особенно у людей спокойных телом и разумом, дыхание исходит и входит тихо. Субботствуя духовно и в меру возможности унимая собственные действия тела, иси-хасты прекращают всю сопоставительную, перечислительную и разную другую познавательную работу душевных сил, всякое чувственное восприятие и вообще всякое произвольное телесное действо-вание, а всякое не вполне произвольное, как например дыхание, они ограничивают в той мере, в какой это зависит от нас126.

Если, говорит далее Григорий Палама, монах стремиться возвратить ум внутрь себя и хочет, чтобы ум «двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением», то разве ему не пригодится «привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или на пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца»127. Смысл слов святого Григория заключается в том, что молитва является не только умственным, но и телесным деланием, и потому плоть никогда не должна быть оставлена без внимания. Молитва в понимании исихастов — это уже не просто евагрианское «восхождение ума к Богу»128, но делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание.

Настойчивость, с которой византийские исихасты говорили об участии тела в молитве, не случайна, и учение их имеет глубокие корни в православном Предании. В истории Церкви известны секты, которые отвергали внешние формы молитвы и считали, что «восхождения ума к Богу» вполне достаточно для соединения с Богом: так в IV веке учили мессалиане. Однако отцам Церкви дело представлялось иным образом: они воспринимали молитву как единый психосоматический акт и потому придавали большое значение поклонам и другим внешним атрибутам молитвы. Преподобный Исаак Сирин, например, указывал на необходимость внешних форм и на участие тела в молитве в следующем тексте, направленном против мессалиан:

В соответствии с честью, которую оказывает человек Богу в час молитвы как телом, так и разумом, открываются для него врата помощи, ведя к очищению мыслей и озарению в молитве. Великой благодати свыше удостаивается благодаря сокровенному промышлению [Божию] тот человек, который являет благоговейное и почтительное положение [тела] при молитве, простирая руки к небу, [но оставаясь при этом] в скромной позе, или припадая лицом к земле. Кто постоянно украшает молитву свою этими внешними формами, тот немедленно и легко удостаивается действия Святого Духа <...> Во всем служении нашем Бог весьма желает внешних форм, конкретного почитания и видимых способов [выражения благоговения] — не ради Себя, но ради нас. Он Сам не получает пользы от подобных [вещей] и не теряет ничего, когда ими пренебрегают; но они — из-за немощи естества нашего <...> Ибо многие пренебрегли всем этим в помыслах своих и вообразили, будто достаточно для Бога одной молитвы сердца; будто когда лежат они на спине или сидят в непочтительной [позе], тогда, дескать, достаточно лишь внутренней памяти [о Боге]. Не позаботились они об украшении внешней стороны своего служения продолжительными стояниями, соответствующими их телесной силе, или почтительной собранностью чувств. Преклоняя колена к земле, не бывают они подобны приближающимся к огню и не принимают на себя благоговейное положение ни внутренне, ни наружно, и не воздают честь Господу, почитая Его всеми членами [тела] и благоговением на лице 129.

Хотя в этом тексте речь не идет о психосоматическом методе, мысль об участии тела в молитве является его основной темой. В VII веке, когда жил преподобный Исаак, молитва Иисусова уже была широко известна в Византии, однако она не получила распространения среди сирийцев. Неизвестным, по-видимому, остался для сирийцев и византийский метод сведения ума в сердце при помощи дыхания. Однако сама идея необходимости участия тела в молитве была характерна для всей восточно-христианской традиции, а не только для византийского исихазма. Поклоны, целование креста, осенение себя крестным знамением, стояние на коленях, воздевание рук, стояние с закрытыми глазами и прочие внешние проявления молитвы тоже относятся к числу средств, необходимых для сосредоточения ума на молитве. В своей совокупности они являются телесной составляющей молитвы как единого психосоматического акта 1. Что же касается метода молитвы, описанного у византийских исихастов, то он является лишь одним, но далеко не единственным способом совершения молитвы Иисусовой. К тому же это метод, который может использоваться лишь в течение некоторого времени: человек не может постоянно сидеть в углу келлии и, сдерживая дыхание, сводить ум в сердце.

http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr3.htm

 Отличную вещь нашла. Спасибо.
Киот - 21:10 22.04.2005
Мне здесь наиболее близка такая мысль: "Что же касается метода молитвы, описанного у византийских исихастов, то он является лишь одним, но далеко не единственным способом совершения молитвы Иисусовой.
Впрочем, не отрицая значения внешних проявлений молитвы в целом, надо отметить сомнительность некоторых психосоматических практик византийских исихастов, которые (практики) явились, возможно, в свое время вполне уместными как ассиметричный аргумент против противников любых внешних проявлений молитвы (включая крестные знамения и поклоны).

 Дети в подвале играли в больницу...
Александр Павлов - 11:41 25.04.2005
Киот, Вы писали:
> Помню в детстве мы дышали глубоко, а потом друг другу на солнечное сплетение надавливали - очень забавное ощущение, но к умному-то деланию каким боком?! Теряюсь.


У нас подобное называлось "душиловкой". 30 сильных выдохов 31-м вдохе - резкий толчок напротив сердца. И вот оно - небо в алмазах. И не надо никаких мухоморов.
Бог хранил - никто не помер.

Киот, психосоматические техники - суть инструмент.
Я не рискнул бы провести сам себе полостную операцию по пошаговой инструкции из Сети.
НО это не значит, что операция ненужна. Иногда(по показаниям) - без нее не обойтись.

IMHO по всему тексту.

 откуда дровишки?
Анна - 20:16 22.04.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Киот, Вы писали:

> > Разве это не медитация?

> > "Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око твоё на пупок свой; далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать и отыщи глазом приблизительно то место сердца, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твоё, но когда проведёшь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видал, увидишь весьма ясно, что вокруг сердца твоего распространяется Божественный Свет""

>

> Я понимаю, что это исихазм,


поиск по Яндексу меня в этом не убедил. То, что я знаю об исихазме противоречит зажиманию ноздрей, наоборот, вроде речь шла о правильном дыхании.

 из леса вестимо :-)
Киот - 20:35 22.04.2005
Это монах Ксерокерского монастыря Симеон. Прочесть можно: Энциклопедия «Христианство» стр. 652

 Re: Ммм... кислородного голодания?
Александр Павлов - 12:00 25.04.2005
Братец Дыкъ, Вы писали:

> Если кислородное голодание - допустимо,

>


Это не только и не столько кислородное голодание. Скорее, перераспределение движения крови, лимфы и пр.

>может ли быть допустимы психотропные средства (которые широко используются в шаманских практиках, от родного мухоморного отвара, до ихнего пейота)?


Водичка со специями... строго по типикону... :)
Впрочем - это уж сосвсем мои домыслы.

> какова роль чисто психологических состовляющих в этой и подобных практиках?


Внимание на пупке, на сердце, на маковке ( или выше) - дает весьма разные результаты.

>А так же где в принципе границы дозволенного?

IMHO - на усмотрение духовного отца. НЕ представляю формально составленных границ.
Понятно, что дело очень скользкое и опасное.
В том числе и для духовного отца.

> И последнее зачем это все надо?

Подчинить тело душе, а душу - Духу.

P.S есть нечто юмористическое в разговорах о молчании.


Архив форума