Беседы о Православии
Архив форума
Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения своих хотений, своей плотской воли. Если любить его ради самого, надо исполнять его волю, его желание. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа. Отречение нужно, необходимо нужно, но не от человека, не от вещи, а от своего пристрастия к тому или другому. Будем же отрекаться от себя, чтоб дать славу Господу, спасающему нас.
Арсения (Себрякова), игум.

 Верую, помоги моему неверию...
Владимир Ковальджи - 14:18 25.02.2006
Подошли к Неделе о Страшном Суде. Ну и притча...

Праведники искренне удивятся - когда это мы Тебе не помогли? Ответ - чем помогли страждущему, то сделали Мне.

Как же оказаться одесную, если это сто раз читал и знаешь? Ведь праведники удивятся _искренне_, а не по "заученному, как надо"...
Где взять _такую_ чистоту душевную? Очевидно, что _такой_ у нас нет и быть не может. "Человекам это невозможно". Лучшей иллюстрации для этой аксиомы я не знаю...

 Re: Верую, помоги моему неверию...
Иван Николаевич - 16:04 25.02.2006
Да!
Это труднее всего, потому что нарочно - не сделаешь...
Об этом говорит владыка Антоний: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/inname/in_82.htm (в 1-й из приведенных проповедей, за 79-й год)

И есть еще одна вещь.
Вот мать Мария (Скобцова) за месяц до дого, как шагнуть вместе (а есть еще версия - ВМЕСТО) с еврейскими женщинами в газовую камеру, сказала:
"На последнем Суде меня не спросят, были ли удачными мои аскетические упражнения, много ли я клала поклонов. Вместо этого меня спросят, накормила ли я голодных, одевала ли нагих, посещала ли больных и заключенных. Это все, о чем меня спросят".
(из жизнеописания)

И вправду, в 25 главе Матфея история Суда выглядит описанной полностью, с начала и до конца. И невольно думаешь:
- а где же вопрошание о грехах?...
- почему нет награды за подвиги веры?...
- как здесь учитывается "блаженны плачущие, ибо воссмеетеся"?...

И вот какая мысль:
Духовное вещество любви - одно по сути.
Но оно может являться в разных состояниях.
Есть летящий ввысь пар веры и молитвы.
Есть живая вода милосердия.
А есть суровый твердый лед смирения, поста и терпения страданий.
Просто на Суде Господь все будет мерять им - милосердием, как и нам естественно посчитать воду стаканами, а не взвешивать лед или вычислять объем пара.
Ведь живая вера и настоящая молитва - не могут не оказаться милосердными. Многие святые плакали во время молитвы - не только от умиления - от жалости к людям, о которых молились!
Так же и смирение, и терпение скорбей. Принявший обиду от человека как от Христа - и свою и обидчика душу спасает своей милостью.
Ну и грехи. В любом из них мы легко найдем проявление нелюбви и немилости к ближнему. От моего греха либо напрямую кто-то (читай - Христос) страдает, либо я этим грехом лишаю кого-то (читай - Христа) своей любви и заботы.

Так можно соотнести Евангельскую историю Суда с иконописной, которая - на первый взгляд - сильно отличается.

С любовью,
Иван

 Неделя перед Великим постом.
Андрей Владимирович - 19:31 25.02.2006
Хорошо вы пишите, проникновенно.
* * * * * * * * * * * * * *
Помните и Аввы Дорофея история спасения блаженного Досифея началась с созерцания иконы Страшного Суда? Тогда сама Божия Матерь воплотившись, толковала молодому юноше различные муки за различные грехи.
Вот тоже о вере-неверии. В Евангелии многие притчи служат как бы средством донесения мысли, духа истины до наших умов. А раз главное внимание надо устремлять именно к духу сказанного, то сами образы становятся как бы условными, служебными что ли. Добрый Самарянин, богач и Лазарь, невод и рыбы и т.д. их несколько десятков наберётся, таких образов. В этом ряду образов рассказ о Страшном Суде подмывает также определить как некий образ, отвлечённая картина. А на самом деле? На самом деле это уже не образ и не картинка, это прямое откровение (буквально открытие нам ) будующего. И если притчи назидательны, то явное открытие нам будующих событий кроме назидательности имеет ещё яркое ощущение непреодолимой правды, сбывающегося пророчества.
Так вот вырвать как бы этот рассказ из ряда притч и поверить в истинность изложения на самом деле очень трудно. Мне лично это так и не удаётся.

 Re: Неделя перед Великим постом.
Иван Николаевич - 20:40 25.02.2006
Дорогой Андрей Владимирович!

Тут дело может быть в двузначности церковнославянского слова "притча".
Первое значение - совпадает со значением слова "притча" по-русски: иносказательная назидательная история. "Рече Господь притчу сию..."
А во втором значении это слово должно переводиться на русский просто как "история", "рассказ".
Так что "притча о Страшном Суде" надо понимать как "Рассказ о Страшном Суде."

То, что рассказ о Страшном Суде не является "притчей в 1-м смысле", видно из того, что он не вводится как любая другая Евангельская притча: "Рече Господь притчу...", "Подобно есть Царствие Небесное.." или любым другим обозначением метафорического подобия.

Интересно, что в начале этой самой 25-й главы Матфея есть целых две притчи в 1-м смысле. Смотрите, как начинается (по-русски) притча о девах со светильниками: "Тогда ПОДОБНО будет Царство Небесное десяти девам..."
Вслед за ней - притча о талантах: "Ибо Он поступит, КАК человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих..." - тоже явный знак метафоричности повествования.
А вот вслед - о Страшном Суде - безо всяких преамбул:
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним..."

Собственно, история Страшного Суда (которая - редкий случай для синоптиков - есть только у Матфея (ну, и некий аналог в Апокалипсисе) ), притчей в Писании вообще нигде не называется.
Это церковная славянская практика - любое Евангельское чтение называть "притчей" - т.е. "историей". Так что в богослужебных славянских указаниях вполне можно обнаружить и "притчу о Закхее" - хотя это историческое событие с участием и Христа и апостолов.

С любовью,
Иван

 Re: Верую, помоги моему неверию...
грешник - 17:23 28.02.2006
Помоему все просто. Я очень часто наблюдал за людьми, что уже в этой жизни мы/они часто следуем/ют определенному настрою. Например есть такие, которые постоянно оправдываются.
- Почему ты стукаешь дверью (не буду пояснять, но спросил могущий спрашивать)?
- Она дефектная.
Т. е. во всем виновата дверь. Хотя вопрос не был задан "дефектная ли дверь?"

Или на тот же самый вопрос есть такие, которые дают ответ "простите, виноват". Точка. Это люди смиренные, они отвечают конечно же то, что переживают - т. е. они признают то, что они виновны.

Т. о. "человекам это возможно". Посмотрите вокруг себя и вы увидите тысячи примеров смиренных людей. Не позволяйте лукавому забивать себе голову помыслами.

Как практически стать смиренным? Понаблюдайте за смиренными, они есть, посмотрите на их пути и усвойте их. (Не говорю уже о духовном руководстве, это Вы и сами без меня прекрасно знаете).


Архив форума